Политика Спецоперация на Украине «Может, ты не пойдешь в вагон?»: как провожали почти тысячу мобилизованных на вокзале Красноярска

«Может, ты не пойдешь в вагон?»: как провожали почти тысячу мобилизованных на вокзале Красноярска

Что говорят люди перед отправлением в неизвестность и как реагируют их родные

Столько плачущих людей зараз увидишь редко

4 октября с вокзала Красноярска ушел очередной эшелон с мобилизованными жителями города и края: 16 вагонов по 54 полки. Журналистка NGS24.RU Мария Антюшева побывала на перроне и поговорила с отбывающими и их близкими, а наш фотограф Артем Ленц снял щемящие моменты проводов. Ниже не будет никаких выводов и оценок — просто люди и их истории, просто попытка запечатлеть один из самых тяжелых моментов в современной истории страны.

Мы приезжаем на сборный пункт в районе вокзала к середине дня. До отхода поезда остается часа три. Постоянно прибывают автобусы, полные мужчин. Мобилизованные выгружаются с кучей вещей, заходят на какое-то время в ворота пункта, потом отправляются пешком в сторону вокзала — до него 5 минут ходьбы. Тут же приезжает следующий автобус и выгружает новую партию.

Обычно на этих автобусах развозят по школам детей из маленьких сёл и деревень

Провожающие добираются своим ходом, кто-то из Красноярска, но большинство из районов. Подходим к одной семье. Владимир из Борска Сухобузимского района работает станочником на экскаваторном заводе. Его провожают девушка, мама и бабушка. Рассказывают, что сегодня из их поселка тут 7 человек, а со всего района уехало уже примерно 90.

Близкие пришли проводить Владимира

Бабушка из всей семьи самая общительная. Показывает в телефоне список вещей в дорогу. Что-то купили сами, например берцы и камуфляжный костюм, что-то — завод. С теплотой и благодарностью женщина отзывается о районном отделении «Единой России», которое тоже помогало собирать мужчин в дальний путь.

— У нас в деревне всё это [мобилизацию] восприняли нормально, безо всяких там разговоров. Надо значит надо. У меня и внук уходит, и сын, — говорит пенсионерка.

Ничего особо дорогого в списке нет, но в сумме траты получаются немаленькие

Маленькая и худенькая 24-летняя Настя терпеливо стоит у сборного пункта и держит на руках спящего крепенького двухлетку. Говорит тихим голосом. Сама из Новосёловского района, муж — из Богучанского. Раньше жили у мужа, потом Настя с ребенком вынужденно перебралась в Красноярск к сестре. Супруг тоже приезжал было в краевой центр, искал работу, но не нашел подходящую и остался в Богучанском районе — пилорамщиком.

— Работа в Красноярске в принципе есть, но только официальная. А ему нужна была неофициальная, потому что у него очень большой кредит, — объясняет Настя.

Ее муж скоро подойдет — и они пойдут на поезд
Каждый новый автобус привозит набранных из какого-нибудь района края
Вместе с очередной группой шагаем на перрон

Мобилизованных пропускают через специальные ворота, отдельно от провожающих и обычных пассажиров. Перед воротами они строятся в шеренгу.

— Богучаны и Зеленогорск, ваш вагон седьмой! Кто не успеет занять место, будет спать у туалета! — кричит командир.

На заявление про туалет пара мужиков в шеренге реагирует гневными нецензурными ремарками

На перроне уже толпа — подъехавшие ранее мужчины закинули вещи в вагоны и вышли постоять с родными. Заплаканная женщина принимает что-то от сердца.

— Я мужа провожаю, мне 41 год, ему скоро 42 будет. Звание — рядовой. В военкомате почему-то сказали, что призывают не до 35 лет, а до 45. Он работал всю жизнь в Красноярске на Электровагоноремонтном заводе, потом перешел на «Бирюсу». Там бронь не полагается, это ведь не «Красмаш» (заводы «Бирюса» и «Красмаш» находятся по одному адресу, но первый выпускает холодильники, а второй — ракетную технику. — Прим. ред.).

Каков предельный возраст мобилизуемых рядовых, до сих пор неясно. В каждом военкомате говорят по-своему

Рядом с женой стоит пожилая мама. Обе перечисляют нам хронические заболевания своего близкого человека, называют диагнозы, «с которыми по идее не должны брать». Никакой медкомиссии не было. Принесенные справки от врача в военкомате смотреть не стали. Обещали, что медики будут в учебной части. Женщины стараются верить во все гипотетически возможные «чудеса» — что врачи комиссуют мужика по состоянию здоровья или что поездка окажется чисто учебным мероприятием, с которого всех отправят по домам. Но в конце мама-пенсионерка говорит:

— Да что толку, если он сейчас не уйдет? Потом, я так думаю, всё равно будут призваны все. Потому что наша страна вошла в такую стадию, когда мы защищаем уже себя. Какой смысл откладывать? Ждать и догонять — это хуже всего.

Оркестр играет «Прощание славянки»

— Мне 28 лет, зовут Женя, живу в Красноярске, в Студгородке, работаю в охранном агентстве, есть жена, ребенку три года. Служил 10 лет назад, младший сержант. Я всегда говорил: Родина позовет — пойду. Не позовет — не пойду. Ну вот позвала — пришлось идти, — говорит мужчина.

На вопрос, что из необходимого ему выдали, громко смеется: он сам закупился в дорогу тысяч на 70 рублей.

— Сказали, что потом всё выдадут, но на [спецоперации] надо рассчитывать только на себя, — утверждает Евгений.

Слева — Женя, справа — его друг

— Я из Каратузского района, в 2003-м в армию пошел, потом по контракту служил в вертолетном учебном полку, но боевого опыта не было. В 2006 году уволился, переехал в Красноярск. Работал в дилерских центрах автомаляром. Но в апреле из-за всей этой ситуации пошли проблемы с запчастями. Пришлось уйти в обычное СТО. Как только началась мобилизация, я сам позвонил в Каратузский военкомат, я к нему приписан. Как я могу сидеть, когда молодых пацанов забирают? — рассказывает 38-летний доброволец.

У добровольца из Каратузского района двое детей-подростков

24-летний парень из Абана выучился на тракториста, переехал в Красноярск, устроился на завод делать форсунки. Женат, дочке два месяца. Сетует, что всего сутки дали на сборы: повестка пришла в воскресенье, а во вторник уже поезд.

— Когда пришла повестка, то у вас не было мысли... ну... сделать вид, например, что вы ее не получали?

— Не, я не мог. Ее отцу в Абане отдали. Я приехал, взял ее.

— А вы раньше думали, что в ходе спецоперации потребуется мобилизация?

— Нет, конечно. Я вообще не хотел об этом думать.

— Когда это всё началось 7 месяцев назад, то вы ждали, что скоро всё закончится?

— Я вообще ничего не ждал. Думал, воюют и воюют. Без меня.

Ансамбль исполняет песню «Тальяночка», написанную в 1943 году:

Когда на битву грозную
Парнишка уходил,
Он ночью темной звездною
Ей сердце предложил.
В ответ дивчина гордая
Шутила, видно, с ним:
Когда вернешься с орденом,
Тогда поговорим
Этим девушкам вряд ли интересны ордена
Мужчины в основном держатся бодро и сами поддерживают провожающих их дам
Мужчины сдержанны, женщины безутешны

30-летний Антон — оператор станков с программным управлением на РУСАЛе. На работе его попросили позвонить, как доберется, сказать всё: расселили или нет, сколько денег потратил, планируют какое-то возмещение.

— Только закончил стажировку на мастера, как пришла повестка, не успел вступить в должность. Ну раз надо, значит надо. Вернусь — вступлю. Нормально, мужики все на позитиве. Ну или это психологическая защитная реакция, — смеется Антон.

Ему кто-то звонит по видеосвязи. Из телефона слышен голос женщины: «Может, ты не пойдёшь в вагон?» Парень в ответ снова смеется.

В какой-то момент и улыбчивый Антон грустнеет

По перрону ходят два священника, раздают маленькие карточки-иконки и защитные церковные пояса — это тканевые ленты, на которых написан 90-й псалом, оберегающий от всего дурного.

— Ребята, кто уезжает? Вот вам Александр Невский. Вот как он нашу Русь отстоял, так и вам предстоит. С Богом не страшно будет. А вот 90-й псалом. Читайте его, от пуль спасает. Знакомый есть, пришел после Чечни и монахом стал, рассказывал: чеченский боевик стреляет в упор, а он прямо под каску намотал этот псалом, и пуля не поразила. Бывают такие чудеса. На [спецоперации] неверующих нет, — наставляет священник.

Никто не отказывается взять псалом и Александра Невского
Несколько мобилизованных на перроне сильно пьяны, но никто не обращает на это внимания
Уезжающий мужчина и провожающий паренек спорят о машинах: старший топит за «девятку», младший — «двенашку»

38-летний пенсионер ФСИН получил повестку в субботу, медкомиссию не проходил, но абсолютно спокоен и говорит, что готов к испытаниям. Его жена тоже относится к происходящему философски, как к чему-то неизбежному. В какой-то момент отвечает за супруга:

— Мы знали, что повестка придет. Как только объявили мобилизацию, мы сразу поняли, что придет. Потому что у нас есть военно-учетная специальность и у нас есть особый опыт.

Пенсионер ФСИН с женой
33-летний монтажник Алексей из Ленинского района: «Мы все знаем, зачем едем: враг во двор пришел, надо идти. За землю надо воевать»
Десантник уверенно произносит: «Если не мы, то кто?»

В толпе родных стоит совсем молодая пара: Николаю — 23, Анжелике — 20. Оба работают в «Ленте», он администратор, она продавец-логист. Там и познакомились год назад. В пятницу пришла повестка. Ребята тут же пошли в ЗАГС и поженились, чтобы Анжелика имела право запрашивать информацию о нём. Стоящие вокруг родственники наперебой рассказывают:

— У него в военнике должность «водитель», а у него даже прав нет, а его всё равно забирают. Обещали ипотечные каникулы, но он интересовался в банке — неправда это всё, — сетуют женщины.

В военкомате Николаю дали «армейскую карту ВТБ». Возможно, на нее будут поступать выплаты, положенные мобилизованным, но точно он не знает.

Молодожены рассчитывают сыграть свадьбу, когда Коля вернется

Наконец, командиры зовут мобилизованных в вагоны. На перроне начинается суматоха. Многие, кто до этого держался, теряют самообладание.

Даже не верится, что этот кадр из 21 века
Люди хором скандируют «Россия!»

Поезд отбывает на запад. Все постепенно расходятся. Зрелая женщина с молоденьким пареньком идут в сторону остановки. Она говорит ему севшим голосом:

— Если будет полная мобилизация, то я не вынесу. Я не знаю, как Ольга Васильевна это пережила, сначала одного забрали, потом другого...

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
142
ТОП 5
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Мнение
«У многих пластические операции»: скрипачка рассказала, как на самом деле живут в Саудовской Аравии
Анна Аберле
музыкант из Тюмени
Мнение
«Ведут себя как животные»: студентка объяснила, почему носит оверсайз и боится быть красивой
Анонимное мнение
Мнение
«Впечатляет бессмысленность этих усилий». Автожурналист — о крахе рынка электромобилей в России
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«Вам звонят из горсуда»: мошенники придумали новый хитрый способ выманить деньги
Петр Волосников
юрист
Рекомендуем
Знакомства
Объявления