Красноярец Максим Бутаков, находясь в Хабаровском крае, попал в ДТП. В машину нашего земляка влетела другая, которой управлял бывший сотрудник ГИБДД. В момент столкновения бывший госслужащий был пьян и не имел прав, но серьезного наказания за это он не понес. Весь сыр-бор из-за того, что дорожники выставили неправильные знаки. А виновником суд сделал красноярца. В этой запутанной истории разбиралась корреспондент NGS24.RU Галина Сергиенко.
«Ты что, тварь, пьяный, что ли?»
В июле прошлого года Максим и его супруга Елена приехали во Владивосток, чтобы купить подержанную Honda Freed. Перегнать машину в Красноярск взялись самостоятельно, а страховку на свой страх и риск решили оформить по приезде домой.
ДТП произошло поздно вечером под Хабаровском. В свете фар Максим увидел знак, предупреждающий о сужении дороги слева, а после него — ремонтные работы. Будучи уверенным, что имеет приоритет (ведь знак информировал, что его полоса свободна), Максим начал объезжать препятствие и неожиданно увидел белые огни в сотне метров впереди. Максим остановился, толком понять ничего не успел, как вдруг в него на высокой скорости влетела другая машина. «Хонду» Максима откинуло примерно на 15 метров назад, сработали подушки безопасности. К счастью, сильно никто не пострадал.
«Тот выполз из машины и начал ходить и говорить: "Что я наделал! У вас все живы?" Себя материл, ругался»
Максим с Еленой вышли из своей машины и увидели второго участника аварии — Дмитрия Иванова на Nissan Elgrand, от него пахло перегаром. Кроме того, у него не было водительских прав (ранее мужчина был их лишен). Иванов начал хвататься за голову и винить во всём себя.
— Мы вышли из машины, за головы держались, сотрясение ужасное было. Максим пошел к нему [Дмитрию] в машину. Открывает его дверь, а там еще с ним были две женщины, и они там вверх ногами лежат пьяные. Четкий запах алкоголя оттуда. Максим ему говорит: «Ты что, тварь, пьяный, что ли?», а тот выполз из машины и начал ходить и говорить: «Что я наделал, что случилось, у вас все живы?» Себя материл, ругался. Раз двадцать к нам подходил до приезда гаишников, — рассказывает Елена.
Со стороны движения Иванова стоял знак, предупреждающий о сужении дороги справа, тогда как ремонтные работы шли с левой от него стороны. Кроме того, был знак ограничения скорости до 50 км/ч. Стало ясно, что дорожники, закончив ремонт на одной полосе, переместились на другую, но забыли поменять знаки.
На место приехали сотрудники ГИБДД. Они переговорили с Дмитрием Ивановым. И его поведение резко изменилось. Он начал предъявлять красноярцу претензии, почему тот вообще выехал на встречку (хотя в данном случае полоса не считается встречной, есть только одна полоса в две стороны движения). Затем Иванов стал провоцировать Максима на драку, ругаться матом, кидаться на него. Всё это Бутаковы сняли на видео.
— Он [Дмитрий] подходит к нам и говорит: «Ты какого хрена стоишь на моей полосе?» Мы такие не поняли. Когда гаишников не было, он хватался за голову и говорил: «Что я наделал?!», а как они переговорили, так сразу: «Какого хрена стоишь на моей полосе?» Потом они [сотрудники ГИБДД] начинают нас прессовать тем, что мы виноваты, что мы ехали по встречной полосе, — поясняет Елена в разговоре с корреспондентом NGS24.RU.
Нетрезвый, но победитель
Сотрудники ГИБДД назвали виновником аварии Максима, он отказался подписывать протокол. На медицинское освидетельствование бывшего гаишника не отправили, только написали в протоколе, что был небольшой запах алкоголя изо рта.
Максим с Еленой приехали в Хабаровск, отдали свою машину на СТО, ее чинили две недели, только после этого пара смогла вернуться в Красноярск. Супруги потратили много денег на ремонт и проживание в Хабаровске.
По приезде в Красноярск Бутаковы узнали, что Дмитрий Иванов подал на них в суд, требуя денег за ремонт своего «Ниссана», ведь страховку Максим не успел оформить. Суд в марте 2023 года обязал красноярца выплатить Дмитрию Иванову 412 тысяч рублей.
«Их дорожники направили лоб в лоб к друг другу»
Обжаловать решение не получилось. В суде Максиму посоветовали подать иск на дорожников, которые неправильно выставили знаки, и судиться уже с ними. Защитник Максима Оксана Яковлева подала апелляцию и планирует подать иск к дорожным службам.
— На участке дороги проводились ремонтные работы и знаки дорожного движения, которые выставляли ремонтники, были расположены неправильно, были полностью абсурдными, не соответствующими дорожной ситуации. По ходу движения красноярца стоял знак «Сужение дороги слева», а на самом деле на его полосе проводились ремонтные работы. То есть знак не соответствовал действительности, он там в принципе в таком расположении был не нужен. Он [Максим Бутаков] мог двигаться. Соответственно со стороны второго участника стоял знак «Сужение дороги справа», чего тоже не происходило. И получается, неправильно выставленные знаки послужили основанием, что оба участника оказались на одной полосе движения. То есть их дорожники направили лоб в лоб. Я считаю, что суд не совсем разобрался, я считаю, что мой доверитель не может быть надлежащим ответчиком. По моему мнению, оба участника должны заявлять исковые требования именно к дорожным службам, которые при проведении ремонтных работ не соблюли ГОСТ, — поясняет юрист Максима Оксана Яковлева.
А что касается Иванова, ему за езду без прав в нетрезвом виде присудили 160 часов общественных работ и забрали права еще на полтора года. С самим Дмитрием нам связаться не удалось. Мы отправили официальный запрос в ГУ МВД по Хабаровскому краю и поинтересовались, действительно ли Иванов — бывший полицейский. Но на этот вопрос нам не ответили, сославшись на закон о персональных данных.