В Красноярском крае за выходные, 16–17 апреля, произошло 133 ландшафтных пожара, часть которых перекинулась на частные дома в шести районах. Особенно пострадал поселок Мелькомбинат под Канском. Сначала сообщалось, что от огня там пострадало 60 дачных построек, но позже МЧС уточнило, что речь идет лишь о 15 домах на 10 гектарах. В ведомстве объяснили, что учитываются постройки, оформленные как жилые дома, а не дачи. Данных о том, что построили, но не утвердили официально, у МЧС нет, поэтому, видимо, и в статистику они не вошли.
При этом в соцсетях местные пишут, что огонь уничтожил десятки и даже сотни построек, и половина дач в поселке просто перестала существовать. NGS24.RU поговорил с местной жительницей Надеждой Какаулиной о том, как сейчас выглядит дачный поселок под Канском.
Надежда Какаулина:
— Мелькомбинат — это отдельный поселок в Канске, а то, что горело, — это, как их все называли, мелькомбинатовские дачи. Они были разделены на разные садовые товарищества: «Рябинушка», «Ромашка» и другие. По площади Мелькомбинат — это, грубо говоря, как микрорайон в городе, там было очень много дач. Не знаю, сколько там сотен домов, ну точно больше сотни. Они все занимали гектары земли. Большинство домиков были всё же чисто на дачный сезон, но были и дома, пригодные для зимы.
Наша дача сгорела полностью. Мы там не жили, у нас чисто дача была: домик, баня, какие-то постройки — полностью всё сгорело. Наш дом был не на фундаменте, а просто летний домик. Зимой в нем не прожить, такая летняя времяночка. Но баня у нас была на фундаменте, брусовая. Дачу мы купили всего два месяца назад. Хорошо, что мы туда еще практически ничего не завезли. Площадь нашего участка — примерно семь соток. Домик был примерно три на пять метров. Баня побольше, семь на восемь — семь на девять, от нее остался один фундамент.
Мы, если честно, с трудом нашли то, что от нашей дачи осталось. Ехали минут пять на машине по территории, пока искали наш участок. Что с одной стороны поселка, что с другой, там всё выжжено. Там просто выжжены улицы. Не знаю, сколько гектаров, но выжжено хорошо. Горело со стороны города и со стороны объездной, окружной дороги. У нас дача была ближе к объездным дорогам — там, где начинались поля. И пал пошел со стороны полей. Сначала горели поля, потом это всё перебросилось на дачи. Сгорели кирпичные дома, брусовые.
Сейчас там просто пепелище: идешь — и ничего нет. Не знаю, сколько участков уничтожено, там десятками счет идет, если не сотнями. Такое массовое горение на дачах — это первый год у нас. Раньше это как-то пресекалось, ну максимум несколько дач горело — местами и в разное время. А тут просто за полдня и за ночь выгорело полпоселка. Люди сами в шоке.
А горело это всё у нас несколько дней, у нас в принципе весь город горит. Как я понимаю, техники не сильно хватает. Там, где трава горит далеко от построек — видимо, считают, что ее не надо так тушить, нежели дома. Плюс вчера был сильный ветер, было тепло — и вот что получилось.
Да, есть и уцелевшие дома. Местами видно, что дом начинал гореть, но его отбивали. Мы видели даже пропаханные участки: видимо, люди успели приехать и выкопать ров, отгородить так дома, чтобы огонь не перекинулся. Идешь-идешь-идешь так по поселку и видишь целый домик, но зато по соседству всё выжжено.
Люди там сейчас вывозят мусор, смотрят, изучают территорию свою, что осталось. Несколько соседей у нас всё время жили на даче. Есть у них где-то дополнительное жилье или нет, мы не знаем. Многие пенсионеры там жили. Мы вот молодые, мы всё восстановим. Воды не будет, но у нас пробита колонка. Будет ли теперь свет, неизвестно — там поселок остался совсем без электричества. Мы подстанцию себе купим. А вот как пенсионерам быть? Половину поселка, я думаю, не будут восстанавливать. Как пенсионеры свои дома восстановят? Никак. Вообще под вопросом останется, что теперь в поселке будет.
Личный ущерб мы еще не оценивали. Если честно, мы дачу покупали у знакомых за 100 тысяч рублей. Застраховать ее не успели. Маловероятно, что кто-то нам какой-то возместит ущерб. Может, помните, несколько лет назад в Канске дома горели улицами — не дачи, а городские дома. Ну, может, кому-то 10–15 тысяч после этого давали. На помощь администрации мы не рассчитываем.
Сижу сейчас подсчитываю, что нам нужно купить. Нам повезло: у нас нетронутой осталась земля. Что будем делать? Отгородимся, посадимся. И на следующий год уже будем смотреть, как отстраиваться.
Ранее мы рассказывали о пожаре в поселке Кубеково под Красноярском, где сгорели несколько домов. Хроника пожаров в крае — в нашем онлайне.