Сегодня, 14 декабря, на предприятии-банкроте на территории Горно-химического комбината в Железногорске произошла утечка опасного вещества — трихлорсилана. Несмотря на то, что МЧС убеждали в том, что ситуация под контролем и опасности нет, быстро начала появляться пугающая информация о распространении токсичного химиката и скорой эвакуации населенных пунктов поблизости.
Что и где произошло?
Утечка трихлорсилана произошла на территории Завода полупроводникового кремния, сейчас это предприятие уже не существует, оно обанкрочено, имущество завода распродается на торгах. Вместе с тем там долгое время продолжали находиться по сути безнадзорные бочки с опасными химикатами, и всё это — в Железногорске, закрытом и тщательно охраняемом городе, в непосредственной близости ГХК.
Горно-химический комбинат, на территории которого находится завод-банкрот, принадлежит компании «Росатом». Сейчас на ГХК организовано производство специального топлива, которым снабжаются атомные реакторы АЭС, утилизация оружейного плутония и испытательный полигон по безопасной переработке отработанного ядерного топлива (Опытно-демонстрационный центр по отработке наиболее безопасных технологий переработки ОЯТ, если говорить официальным языком).
Что всех напугало?
Сразу после ЧП жителей села Атаманово даже начали готовить к эвакуации. Но окончательная команда увозить людей в соседние населенные пункты так и не поступила, об этом писало ранее издание «Тайга.Инфо».
— Никакой эвакуации из населенного пункта не планируется, угрозы населению нет, — опровергли в пресс-службе МЧС.
Тем не менее из соседнего административного здания было эвакуировано 70 человек в целях безопасности. Можно предположить, что причиной переполоха является непосредственная близость ЧП к предприятиям атомной промышленности. Но и сам по себе трихлорсилан несет для людей смертельную опасность.
Чем опасен трихлорсилан?
Технический директор ассоциации экологических расследований, ведущий специалист Института химии и химической технологии Сибирского отделения РАН Сергей Михайлюта объяснил, что при взаимодействии с водой трихлорсилан становится опасен для людей, особенно в больших количествах.
— В небольших концентрациях оказывает просто раздражающее действие, а в более высоких — будет скапливаться в почве и при вдыхании может приводить к смерти. Раньше, если вы помните, хлором травили военных в окопах, — объясняет Михайлюта.
Чтобы не допустить трагедии, на месте ЧП обязаны организовать работу лабораторий для химического анализа воздуха. Причем эколог считает, что не может быть такого, чтобы в воздухе после такого происшествия ничего не обнаружили.
— Мы должны видеть в воздухе гидрохлорид, возможно, хлор, возможно, другие соединения, министерство экологии должно отчитаться. Если они скажут, что снова ничего не нашли, — скрывают информацию, — разъясняет химик.
На момент написания этого материала была только информация от МЧС о том, что проведены замеры воздуха и превышения ПДК не обнаружено. Однако губернатор Александр Усс организовал экстренное совещание и отправил на место случившегося передвижную лабораторию.
— Утечка ядовитого вещества — это всегда ЧС. Может быть, ее не объявят де-юре, но де-факто так оно и есть. Потому что Горно-химический комбинат — это ядерно опасное производство, — считает депутат Заксобрания Красноярского края Алексей Кулеш. Именно он еще 1,5 года назад обратил внимание на эту проблему.
С чего всё начиналось?
Утечка трихлорсилана на бывшем кремниевом заводе сложно назвать случайностью. В августе прошлого года на заводе-банкроте полупроводникового кремния в Железногорске обнаружили бочки с этим веществом, которые на тот момент не были переданы Росимуществу и по сути были безнадзорными. На территории завода было обнаружено 180 тонн трихлорсилана.
По словам Алексея Кулеша, в решении проблемы образовался замкнутый круг между Росимуществом и Минэкологии края: хлорсилан и емкости решением Арбитражного суда были переданы в ведение Росимущества, поскольку такое имущество ограничено в обороте. Ростехнадзор выносил предписания, которые некому выполнять: у предприятия нет денег и людей. У Министерства экологии и ГУ ЧС нет оснований для реагирования — аварии пока нет. У Министерства промышленности нет оснований для принятия мер — предприятие уже прекратило деятельность. А между тем специалисты, имеющие доступ на территорию завода, говорят, что коррозия и подтекания на трубопроводах и баках уже стали многочисленными и угрожающими.
Что происходит сейчас?
По данным ГУ МЧС по Красноярскому краю, сейчас утечка полностью ликвидирована.
Проверку по факту происшествия проводит прокуратура. Предварительно установлено, что произошла разгерметизация емкости с трихлорсиланом. В ходе проверки дадут оценку соблюдению требований безопасности на опасных промышленных объектах. Ситуация находится на личном контроле прокурора края Романа Тютюника.