Сельское хозяйство — один из главных приоритетов нашего государства, как декларируют нам на всех уровнях от президента до губернаторов. Но как только добираешься до села, реальность начинает колоть глаза. Корреспондентка NGS24.RU Мария Антюшева на неделе съездила в деревню Сухой Лог, что в трех километрах от Берёзовки и десяти от Красноярска, чтобы показать вам классический пример этой нестыковки. Там на грани уничтожения стихией находится семейная ферма, а виной всему — элементарные бюрократические проволочки.
«Если их не вывезти, они погибнут»
Оксана всю жизнь прожила в Берёзовке. Больше 10 лет назад они с мужем Асафом купили пустой участок неподалеку и с нуля начали обустраивать ферму. Шесть лет работали как юрлицо в надежде получить господдержку, но получили только налоговое бремя. А теперь, когда их достаточно большое хозяйство вот-вот накроет волна из соседнего озера, им никто не может помочь. 700 овец и 20 коров могут погибнуть, так как вывезти их нереально.
Злополучное озеро находится в полукилометре от них, но с советских времен на нем была дамба, которая отгораживала воду. С тех же пор от озера был вырыт канал, который отводил избыток воды в сторону от участка. Пару лет назад территорию, где шел канал, продали в частные руки. Новый собственник засыпал водоотвод. А дамба и вовсе разрушилась от времени. Вода всю зиму постепенно выходила из озера и намерзала на земле слоями. В последних числах февраля лед начал таять, и вода пошла на ферму.
— Если их не вывезти, они погибнут. А когда начнет вообще всё таять, то это пойдет в деревню. Там железная дорога. Ну она приподнята, может, ее и не тронет. А люди будут плавать. Не только мы со скотиной уплывем, но и люди будут плавать, — рассказывает Оксана.
Не положено!
Люди, которые «будут плавать», — это жители Сухого Лога, 30 человек в десяти домах. Они уже написали коллективное обращение к властям с просьбой принять меры. Все надеются, что администрация пригонит технику, которая разобьет лед и прокопает водоотвод в сторону от домов.
Первое подтопление в этой местности произошло два года назад. В тот раз снега и льда за зиму накопилось значительно меньше, но и тогда паводок доставил хлопот — залило даже трассу Берёзовка — Маганск.
— Через дорогу, прямо через асфальт, шла вода. Все огороды сначала затопило в 11 вечера, а потом в подпольях стояла вода три дня. Все подполья осыпались. В доме была вода у некоторых. Администрация приезжала, фотографировала, — говорит жительница деревни Ольга Новикова.
После этого краевое управление дорог (КрУДор) сделало капитальный ремонт трассы и прорыло канаву для талой воды вдоль дороги. От фермы Оксаны эта канава далеко, а вот остальных жителей Сухого Лога она могла бы защитить от подтопления. Но этой зимой ее полностью забило льдом.
Мы обратились в КрУДор с вопросом, не должно ли учреждение прочистить канаву. Там ответили, что чистят ото льда только закрытые водоотводы, то есть подземные трубы. А открытые канавы должны таять сами. Жители горько смеются:
— Канава растает, конечно, но к середине весны. А до тех пор вода из озера будет идти поверх льда в наши огороды и подвалы.
После нашего обращения в КрУДоре обещали проинспектировать этот участок.
28 февраля Оксана Авилова позвонила по номеру 112. Там ее обращение передали в администрацию поселка Берёзовка.
— 1 марта утром приехал мужчина, не представился. Посмотрел тут всё, сам в воду провалился. Сказал: «Будем собирать комиссию и решать, что делать». В четыре часа дня он мне позвонил и сказал, что ничем не помогут. Могут дать технику, но за наш собственный счет. Правда, потом уже и насчет техники не звонил.
Оксана с мужем сами наняли экскаватор за 3 тысячи рублей в час. За целый день работы он прорыл лишь небольшую траншею, которая не справится с массой воды из озера.
Спасают только юрлиц
— 2 марта я пошла в администрацию и написала заявление на имя Сергея Суслова, это глава поселка Берёзовка, и на имя Виктора Швецова, это глава Берёзовского района. Мне сказали, что официально обязаны ответить в течение 30 дней. Но негласно они нам уже в помощи отказали. Просто через знакомых людей мы знаем, что будет отказ. При этом мне там сказали, что если бы у меня было официально зарегистрировано фермерство, то тогда бы мне помогли, — делится Оксана.
Фермерство у Оксаны и Асифа, по их словам, было официально оформлено шесть лет — с 2010 по 2016 годы. Оформлялись в надежде получить субсидию или другую господдержку, положенную сельхозпроизводителям. Но не получили ничего.
— Мы ходили, собирали справки. Меня из-за одной справки мотыляли из одного кабинета в другой. Потом говорят: «У вас нет адреса». А у нас просто дом еще не был построен, чтобы к нему адрес привязать. А последний раз, когда мы пытались документы подать, то нам сказали, что не дадут, потому что дают аграрникам, кто занимается посевами, — рассказывает Оксана.
В итоге семья вернулась к форме ЛПХ — это личное подсобное хозяйство, которое не является юрлицом и не получает субсидий и грантов от государства.
В краевом Министерстве сельского хозяйства нам объяснили невыдачу субсидий: у семьи участок 1,6 гектара, а по закону на каждую овечку должно приходиться 0,3 гектара, то есть площадь фермы должна быть в разы больше, чтобы претендовать на помощь государства.
В администрации Берёзовки на наш запрос ответили, что обращение Авиловой получили, и что комиссия в течение недели примет решение. Какие могут быть варианты помощи хотя бы в теории — сказать не смогли.
Из собственных источников нам известно, что в администрации поселка уже готовятся переложить на самих Оксану и Асифа вину за разлив вод. Там озвучивают версию, что якобы они построили свой дом на месте ручья, и это привело к паводку.
Также в администрации утверждают, что на участке, где расположено хозяйство, запрещено капитальное строительство, а семья построила дом незаконно. Специалисты поселка заказали выписку из Росреестра, чтобы подтвердить это. Если факт подтвердится, то в администрации хотят заставить семью снести капитальные постройки.
Редакция NGS24.RU продолжит следить за ситуацией.