В конце мая в краевой больнице рассказали историю пациентки, которой в ее день рождения пересадили сердце. Серьезная болезнь привела к тому, что у женщины появилась страшная одышка, она не могла дышать, спать, ходить. Спасти ее мог лишь новый орган, который был найден и успешно пересажен. Эта история закончилась хорошо, а у читателей появилось множество вопросов.
В редакцию НГС они поступали в комментариях под новостью, в группе во «ВКонтакте» и даже по телефону. Кто становится донором органов? Как завещать свое тело на органы в случае несчастного случая? Продаются ли сердце, печень и почки и сколько это стоит?
Мы решили собрать все вопросы и задать их специалистам. А вместе с тем рассказать про всевозможные виды донорства: от сдачи спермы и яйцеклеток до стволовых клеток. Большой ликбез по донорству — в материале ниже.
Как стать донором органов и нужно ли для этого заполнять какие-то документы?
Как рассказывает заведующий хирургическим отделением Красноярской краевой клинической больницы Сергей Сорсунов, в России действует презумпция согласия. Это значит, что по закону мы все согласны на трансплантацию наших органов после смерти по умолчанию. В законодательстве прописано, что если на момент смерти сам человек или его родственники не поставили в известность о его несогласии изымать органы на трансплантацию, то это разрешено. Закон много обсуждают, но Конституционный суд уже признал эту норму правильной. Надо отметить, что нормативная база РФ, регулирующая трансплантацию органов и тканей — одна из самых строгих в мире.
— При жизни человек вправе в любой форме заявить, что он против донорства собственных органов: например, обсудить это с родственниками или написать завещание, — говорит Сергей Сорсунов. — Даже если о несогласии на донорство заявили друзья или знакомые человека, эксплантация органов в таком случае выполняться не будет! Мы строго соблюдаем нормативную базу, и в перечисленных случаях не проводим трансплантацию органов от этого человека.
И наоборот, если у человека есть противоречия с семьей, которая против трансплантации, а сам он хочет стать донором, то гражданин может задокументировать свое согласие. Тогда врачи ставят мнение самого донора выше, чем мнение родственников.
В Беларуси, рассказывает Сергей Сорсунов, есть реестр пациентов, которые против эксплантации. Прежде чем сделать забор органов у подходящего пациента, врач смотрит в реестр, и если этого человека там нет, то даже мнение родственников не играет роли, и человек становится донором для кого-то, кто нуждается в новом сердце или печени.
Кстати, в белорусском реестре отказников всего около сотни человек, и это на девятимиллионную страну.
Можно ли продать или отдать почку тому, кто в ней нуждается?
Торговля органами и тканями в России, впрочем, как и во всем мире, запрещена по закону, но от этого желающих продать свой орган меньше не становится. Как рассказывает доктор Сергей Сорсунов, к нему часто поступают звонки или приходят люди, которые просят купить у них почку.
— На таких граждан можно спокойно заявить в полицию, но мы, как правило, разъясняем, что купля-продажа органов в России запрещена. Я с трудом представляю, как можно сделать какую-то тайную операцию по трансплантации, если учесть, что это хирургия высочайшего класса, ею занимается небольшой процент врачей и в такой операции задействованы десятки человек, — поясняет специалист.
Как правило, люди объясняют свое желание продать орган финансовыми сложностями.
Нельзя также отдать свой орган нуждающемуся другу или товарищу, однако в Российской Федерации разрешено родственное донорство. Как правило, оно возможно при пересадке части печени или одной почки. Отдать свой орган добровольно можно маме или папе, сестре или брату, дяде или тете. Жене или мужу, по закону, нельзя — эмоциональное донорство у нас в стране не разрешено. Но оно разрешено, например, в Германии.
По словам Сергея Сорсунова, в краевой больнице пока не делают родственную трансплантацию, поскольку на врачах лежит ответственность сразу за двоих людей. Но в планах это есть.
Кто становится донором и как происходит процесс изъятия органов и их трансплантация?
Если речь не идет о родственной трансплантации, органы берутся только в одном случае — после смерти человека. Сергей Сорсунов отмечает, что, как правило, донорами являются те, кто скончался от тяжелой черепно-мозговой травмы или геморрагического или ишемического инсульта.
После того, как констатируется смерть мозга донора, заполняются все необходимые документы. Далее разрешение на эксплантацию дает главный врач. Свое заключение также делает судмедэксперт, о чем оповещает прокурор. Вся процедура очень строго регламентирована юридически, к трансплантации органов одному человеку причастен огромный коллектив людей.
— Когда мы провели первую трансплантацию печени, всех, кто в ней участвовал, награждали. На сцене было более 50 человек. Только в операционной трудится порядка 20 врачей — это две бригады хирургов и две бригады анестезиологов, средний и младший медицинский персонал, — рассказывает доктор.
Чтобы пересадить сердце и печень у врачей есть 6 часов. Почка может ждать реципиента до 12 часов. Сначала у потенциального донора берется кровь, проводится анализ на инфекционную безопасность, затем — на типирование генного состава человека, а потом в лаборатории анализируют, насколько кровь донора и реципиента совместимы. Когда лаборатория дает заключение, согласно листу ожидания обзваниваются пациенты.
Вне зависимости от места в листе ожидания орган трансплантируется тому, у кого больше процент совместимости. Территориально не обязательно жить в Красноярске — последняя операция выполнялась пациенту, приехавшему из Богучан.
Как только пациент приезжает в больницу, после короткого периода обследования начинается операция.
Иногда органы передаются из Красноярска в Новосибирск или наоборот, но простроить такую логистику не просто. В первую очередь нуждающиеся в органах разыскиваются в красноярских клиниках: краевой больнице, кардиоцентре или в ФМБА.
По словам Сорсунова, к сожалению, не все дожидаются своей очереди. Как правило, те, кому нужна новая почка, могут какое-то время жить на диализе, но если у человека серьезные проблемы с сердцем или печенью, они могут и не дождаться новый орган. В прошлом году из листа ожидания на трансплантацию погибли 4 человека — подходящего органа им так и не нашлось.
Трансплантация в России проводится бесплатно для пациентов. Для бюджета одна трансплантация почки стоит 1–1,2 млн рублей. К примеру, стоимость гемодиализа для тех, у кого серьезные проблемы с почками, составляет 600–800 тысяч в год, пациенту необходимо быть привязанным к больнице и по 3 часа трижды в неделю проводить на диализе. В этом случае трансплантация органов выгоднее и удобнее для человека.
В России проводится в редких случаях также пересадка поджелудочной железы, рассказывает доктор. И в планах научиться делать такие операции в Красноярске. Еще реже пересаживают кишечник или легкие — это операции крайне сложные, их делают очень редко и только в отдельных российских клиниках.
Донорство яйцеклетки и спермы: можно ли легально заработать на своем теле?
По информации на сайте клиники «Мать и дитя», за сдачу спермы предусмотрено вознаграждение, но точной суммы не называется. Выплачивается она не чаще раза в квартал, при подсчете суммы компенсации учитываются. Помимо этого доноры получают полное профилактическое обследование — бесплатное — и возможность воспользоваться собственным биологическим материалом для продолжения рода в случае травмы, исключающей отцовство.
Чтобы сдать сперму нужно 3–5 дней воздерживаться от половых контактов. Сдача происходит в специальной комнате в самой клинике, где созданы необходимые для этого условия. После этого делается спермограмма, оценивается, подходит ли кандидат в качестве донора, а потом биологический материал замораживается с помощью жидкого азота.
Донор тестируется у психиатра и психотерапевта, проходит медико-генетическое обследование — это всё делается однократно. А потом раз в год необходимо сдавать анализы мочи, крови, проходить уролога и фтизиатра. Раз в три месяца необходимо сдавать анализ на ВИЧ, гепатиты и половые инфекции.
Шанс встретить своего ребенка крайне мал. Донорство анонимное, а центры ЭКО из разных городов обмениваются биологическим материалом, чтобы свести такую вероятность к минимуму.
— Рождение 20 детей от одного донора на 800 тысяч населения региона является основанием для прекращения использования этого донора для пациентов данного региона, — говорится на сайте клиники.
С донорством яйцеклетки всё несколько сложнее.
Как рассказала врач акушер-гинеколог, репродуктолог клиники «Мать и дитя» Светлана Потапова, донором яйцеклетки могут стать здоровые, внешне привлекательные, некурящие и не имеющие избыточной массы тела девушки в возрасте от 20 до 33 лет. Важно при этом уже быть матерью собственного ребенка.
Как и мужчины–доноры спермы, девушки проходят полное обследование у специалистов: им делают флюорографию, ЭКГ, УЗИ молочных желез, анализы на гормоны. Обязательно обследование у гинеколога.
— Всё начинается с первичного приема гинеколога-репродуктолога. По результатам ультразвукового исследования определяется фолликулярный запас потенциального донора (перспектива получения более 10 яйцеклеток). На приеме врач знакомит потенциального донора с программой «донорство яйцеклеток», подробно объясняет, что представляет из себя процедура ЭКО, в чем заключается участие донора и так далее, — рассказывает специалист.
После этого донор проходит обследование, принимает противозачаточные таблетки, чтобы случайно не забеременеть и синхронизировать циклы с реципиентом. На всё это необходимо 3–6 месяцев. После этого происходит стимуляция яичников путем введения лекарств через инъекции (это занимает еще 10–14 дней), и когда биологический материал готов, его извлекают при помощи тонкой иглы. Девушка находится под общим наркозом и не чувствует боли. Вся процедура занимает 10–20 минут.
Реципиентам не показывают фотографии донора, но дают описательный портрет: рост, вес, тип и цвет волос, разрез и цвет глаз, форма носа, лба и так далее. Донор клиники и супружеская пара, для которой используются яйцеклетки, не знают друг друга — это предмет врачебной тайны.
Что касается оплаты, то в клинике говорят, что вознаграждение не предусмотрено, поскольку донорство яйцеклетки считается уже донорством органов. Как мы уже рассказывали выше, продажа органов — уголовно-наказуемое деяние. Однако в некоторых частных клиниках страны пишут, что вознаграждение есть и оно может достигать до 50 тысяч рублей.
Донорство костного мозга: безвозмездно, добровольно и анонимно
В Красноярске на данный момент костный мозг не пересаживают, хотя планы на развитие данного направления существуют. Тем не менее, стать потенциальным донором и войти в российский регистр костного мозга может любой красноярец в возрасте от 18 до 45 лет без гепатита, СПИДа, малярии, туберкулеза, злокачественных опухолей и психических расстройств. Если быть точным, то для пересадки берется даже не костный мозг, а стволовые клетки, которые в нем находятся.
Для каких болезней используется пересадка стволовых клеток? Их несколько десятков, но из тех, что на слуху — это лимфомы, лейкозы, нейробластома, нефробластома, остеосаркома, опухоли центральной нервной системы, ретинобластома и другие.
Стать донором легко — периодически в Красноярске проходят акции, когда любой желающий может прийти в лабораторию и сдать 4 мг крови, чтобы попасть в регистр. Следующая такая акция будет проходить с 11 по 26 августа. Однако проблема в том, что донорство костного мозга окутано большим количеством мифов. И хоть в Красноярске и нет центра трансплантации, есть общественники, которые могут объяснить все нюансы донорства костного мозга.
Татьяна Бурыгина — почетный донор крови и организатор движения доноров костного мозга в Красноярске. Она объясняет, почему стать участником может далеко не каждый.
— Девиз донорства костного мозга: «Безвозмездно. Добровольно. Анонимно». Люди часто интересуются тем, сколько им заплатят за сдачу костного мозга, приходится объяснять, что нисколько, объяснять, насколько это важный и значимый шаг, но люди боятся и не верят в бескорыстие благотворительных фондов, которые обычно и платят за типирование и трансплантацию, — рассказывает Татьяна.
Согласно сайту фонда «Подари жизнь», дороговизна процедуры и необходимость сбора на нее денег обусловлена тем, что Минздрав не выделяет квоты на неродственное донорство, а зачастую именно чужой человек может на 100% подойти потенциальному реципиенту и спасти жизнь. Оплата активации российского неродственного донора (сюда входит обследование, анализы, необходимые лекарственные препараты, а также его провоз до клиники и нахождение там) стоит 150–300 тысяч рублей. Чтобы найти такого донора в Германии нужно 18 тысяч евро.
Становиться донором костного мозга нужно осознанно, отказ может не просто лишить реципиента надежды, но и жизни. Татьяна Бурыгина вспоминает показательный пример, который произошел хоть и не в России, но наглядно демонстрирует, что донор на 100% должен воспринимать всю важность происходящего.
— Однажды девушка отказалась становиться донором для 8-месячного малыша с болезнью крови в самый последний момент. Перед процедурой ей несколько раз звонили, она была согласна, ребенку начали кондиционирование — ему полностью убили костный мозг и иммунитет. И тут девушка отказывается. Говорит, что родители стали резко против. Родителям мальчика и донору встречаться было нельзя, но они выступали по ТВ и радио, умоляя передумать, однако девушка и ее родители были непреклонны. Они говорили: «Да, нам жалко вашего ребенка, но и своего тоже». Они ничего не знали о процедуре и не желали вникать, — делится Татьяна.
Болезненность и сложность процедуры сдачи стволовых клеток — еще один миф, который пугает и мешает людям стать участником регистра. Раньше так и было, но не сейчас. Забор костного мозга делается под анестезией и под постоянным медицинским наблюдением.
На сайте «Подари жизнь» сказано, что сдать костный мозг можно двумя способами. Первый — это через прокол тазовой кости. Второй — через забор крови донора, которая циркулирует по сосудам тела. В этом случае процедура проводится несколько дней. Донор может чувствовать, что он будто болеет гриппом, но за его здоровьем постоянно следят специалисты.
Жительница Ермаковского Снежана рассказала НГС.НОВОСТИ, что стала донором костного мозга для своего ребенка.
— У меня заболел миелолейкозом мой маленький ребенок. Донора долго не могли найти, поэтому им пришлось стать мне. Как мама, я могу быть донором, но все-таки гораздо лучше, если бы им был стопроцентно подходящий человек из реестра, а не я. Меня подготовили к процедуре: три дня вливали какое-то лекарство, но я его совсем не чувствовала. Потом, в день процедуры, сказали ничего не есть, сделали наркоз и через тазовую кость на спине взяли 5 мг костного мозга. Я проснулась, у меня ничего не болело, спокойно отошла от анестезии. Процедуру проводили в Петербурге, — вспоминает девушка.
Ребенка, к сожалению, спасти не удалось.
В случае с донорством костного мозга, вероятность того, что именно вы подойдете кому-либо в мире как 100% донор, крайне мала. Общемировая статистика показывает, что в течение года только каждый тысячный участник регистра становится для кого-то донором. В России — каждый семисотый. Однако, как отмечает Татьяна Бурыгина, расширять список тех, кто готов пожертвовать своим костным мозгом, необходимо, потому что чем больше людей будет в регистре, тем выше шанс, что кому-то это может спасти жизнь.
Да, донорство костного мозга — бесплатно для донора и стоит огромных денег для реципиента. Но Татьяна уверяет, что это не только возможность получить огромное моральное удовлетворение. Удивителен тот факт, что где-то на свете живет человек, который точно такой же, как и ты, полный генетический близнец, которого можно спасти, сдав всего лишь несколько миллиграммов своих стволовых клеток.
Александра Симутина
Фото: mefgorod.ru (1), предоставлено клиникой «Мать и дитя» (2), https://vk.com/club102965050 (3)
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)