В Красноярске на Вильского уже много лет стоит настоящий дом-феномен. Это здание разной этажности, его строили как больницу, но оно стало многоквартирной постройкой. Мы побывали в этом доме и посмотрели, как врачебные кабинеты превратились в жилые помещения, сколько стоит квартира в этом доме и почему обслуживать такое здание тяжелее, чем самую проблемную хрущевку или общежитие в городе.
Тараканы и катакомбы за 15 тысяч
Когда подъезжаешь к дому, даже не сразу понятно, около какого здания ты оказался. Со стороны оно выглядит скорее как несколько разнокалиберных построек, стоящих друг за другом. С какой бы стороны вы не подошли к этому чуду архитектурной мысли, оно тебя встретит пестрыми вывесками зоомагазинов, саун, продуктовых лавок или маркетплейсов. Но между ними скрываются подъезды.
Раньше все это должно было стать корпусами госпиталя ветеранов, но теперь это — жилые блоки, которые со временем обросли пристройками, где также размещены обычные квартиры. Ну как обычные. Это палаты и кабинеты врачей, наскоро переоборудованные в квадратные метры для семей. Своими впечатлениями о виде изнутри с нами поделился красноярец, который как раз направлялся в гости к своему другу в этот дом.
— Проходы у них узкие на этажах, похожие на катакомбы. Их много, и ответвлений тоже. То есть это один дом, его изнутри можно полностью по кругу обойти. Планировка старая, как будто вот ещё в 2010 сделали, и всё, больше не делали там ничего, ремонтов тоже не было. Там полноценные квартиры сделаны, есть студии, большинство такие. Но студии полноценные — туалет, ванна — все есть.
Не будем же и мы стоять на улице, зайдем внутрь. Подъезд, но с первого взгляда он не показался нам необычным. Такие же двери, домофон, бесконечные ряды почтовых ящиков — все как везде.
Но стоит только зайти за поворот, как ты попадаешь в бесконечные коридоры с разветвлениями. Навигация сумасшедшая: если вы привыкли, что на первом этаже административных зданий и общежитий квартиры начинаются на единицу, на втором — на двойку и так далее, то здесь эта концепция местами ломается. Трехсотые квартиры стоят вперемешку с пятисотыми, и не всегда понятно, где ты окажешься за очередным поворотом.
Но, где бы ты ни был, тебя везде будут сопровождать паутины проводов. Видимо, только так реально провести цивилизацию в бывшие палаты, ставшие квартирами. Кстати, над дверьми до сих пор можно найти больничные окошечки. Правда, заколоченные. Но и мы подглядывать не собирались.
В одну из таких квартир нас пропустил Алик — он приехал сюда погостить к дочери, которая снимает здесь жилье. Мы ожидали, что попадем в какое-то подобие гостинки, но это оказалась полноценная однокомнатная квартира с очень большой кухней. Здесь даже хватало места для нескольких котов.
— Дочь выбрала это место, говорит — удобно. Соседи не мешают, потолки высокие, комнаты большие, — говорит Алик.
Но самое главное преимущество — цена аренды. Всего 15 тысяч за месяц.
Купить, кстати, можно тоже недорого. Светлана взяла здесь квартиру за 2,4 миллиона. Ранее красноярка жила совсем в другом месте, но решила разменять свои квадратные метры, чтобы помочь с жильем сыну. Говорит, что квартира досталась неплохая, но не нравится работа управляющей компании.
— Весь дом находится в тараканах. Я заехала сюда один год назад, и в течение года тараканы, в общем-то, мучают. Уже по соседям ходим, и соседи общаются, и уже жалобы начали писать на управляющую компанию, потому что невозможно. Вот я в данный момент как раз направлялась в управляющую компанию, чтобы какую-то обработку проводили, потому что мы сами проводим обработку, вызываем СЭС. Наши квартиры располагаются возле мусоропроводов. Я считаю, в нормальных цивилизованных домах давно уже мусоропроводы все позапаяли, и проблема решается. Я здесь год живу, я в шоке. У меня полноценная, как студия. Просто комната, длинная комната. Большой санузел, все отлично. Просто мне очень понравилось. У меня здесь живут одноклассники в другой секции. Там планировка как однокомнатная квартира, — говорит Светлана.
«Тараканы тут большие»
К сожалению, такие же проблемы подмечают и другие люди. На 2GIS люди оставили массу нелестных отзывов о том, что их не устраивает в том доме.
— Задолбала вечно орущая девушка с парнем в пьяном виде! Под утро начинается концерт на улице и все прекрасно слышно! Сидите дома, выясняйте отношения или не пейте вовсе! Многим с утра на работу и у многих есть маленькие дети! — пишет Анастасия Ведерникова.
— Совершенно непонятно, почему желтое здание и кирпичное — это один дом, в одном всё спокойно, а вот в другом. Тараканы, наркоманы, постоянные драки, мусор, кровь и человеческие экскременты, часто разбивают бутылки, по ночам играет музыка, во дворе шумят пьяницы, недавно на детской площадке справляли нужду и за собой не убрали как за собаками, полиция частенько приходит. Недавно украли коврик, зачем??? Запах сигарет залетает в квартиру, курят прям не отходя от двери, окурки оставляют там же. Двери на этажах постоянно открыты, воняет жутко, охранник непонятно зачем сидит, ни разу не был замечен в деле, камеры тоже как будто бы в доме просто так. Собак часто выпускают в подъезд с ошейником, непонятно — сами они выбежали или потерялись или ещё что, замечали насильственное отношение к животным. Часть людей здесь ужаснейшие, могут пристать к тебе, из-за того, что ты просто шёл мимо. Стены тонкие, ночью слышно как храпят соседи, их тихие разговоры, как кто-то ходит и наливает воду тоже слышно. На улице грязно, постоянно мусор, — возмущается пользователь с ником oso wi.
— Звукоизоляции ноль! Слышно обычные разговоры соседей. Каждый день. Сами жильцы тут хуже некуда, вечная музыка ночью, алкаши и т. п. Даже беруши не помогают, — говорит комментатор с ником Богатая тетя.
— Лабиринт Минотавра, по словам таксиста, который вез нас в этот странный дом это бывшее здание психбольницы (из здания планировали сделать больницу, но не психиатрическую — Прим.ред.), по коридорам страшно ходить дом отвратительный, воняет, собак выгуливают прямо в подъезде, слышно соседей, тараканы тут большие, возле дома еще крысы бегают Ночные пьянки-гулянки, вне дома инфраструктура вполне хорошая, но сам дом нагнетает ужасно, — говорит комментатор с ником Леля Герцман.
Спасение собственников — дело рук самих собственников
Недовольны домом не только жильцы и редкие приезжие, но даже сотрудники УК, которая обслуживает постройку. Так как здание возводилось как больница, его строили как нежилое помещение, и на него распространяются другие нормы, те же меры противопожарной безопасности иные. Например, везде можно найти рычаги сигнализации, а над проходами висит светящаяся табличка «Выход». И соблюдение всех норм требует определенных сложностей. Часто что-то починить или исправить мешают сами обитатели дома. Жильцы, по большей части, тут живут в аренду из-за низкого ценника, и не особо заботятся об общем имуществе. Так же, по словам слесаря, поступают и владельцы местных магазинов и другого малого бизнеса.
— Вот цокольный этаж, это технический этаж, так идут все домовые коммуникации. А цокольный этаж весь в частной собственности. По закону собственники обязаны два раза в год нас запустить на осмотр, а в любое другое время он может и не пустить: «Идите отсюда, это моя собственность, и все», — рассказал нам слесарь УК Виктор Николаевич.
И, что немаловажно, у постройки совсем нет придомовой территории. То есть все, что вокруг дома, ему не принадлежит. Поэтому оформить парковку, детскую площадку и заменить асфальт просто так не получится.
— Нет придомовой территории. И обращались куда-то, у всех глаза круглые: «Как так, так не может быть». Но как? Вы же принимали дом по итогу! Говорят: «Ой, это давно было, в 2006 году. Тех людей уже нет». Но кто-то же должен был! Говорят: «Ну, где-то надо в архиве что-то искать». В общем, куда ни копни, кругом вот такая вот ситуация складывается, — рассказывает слесарь.
И это объясняет массу странных явлений. Качели и лавочки на газоне прямо под окнами, попытка построить внутренний дворик между корпусов. Сделать лучше можно – но нужно большое желание собственников. А его не последует.
— Там малосемейки, это плохо. Потому что контингент в малосемейках будет не тот, который легко организовать, и как следствие, вокруг будет только заброшенный пустырь. Положительных опытов переделки административного здания в жилое у нас не так много, но они есть, когда у нас детские сады переоборудовались в жилые дома. На Алеши Тимошенкова был детский сад, он стал хорошим восьмиквартирным жилым домом, в нем люди хорошо живут и не жалуются, — говорит Сергей Лопатин, урбанист.
Больше новостей в нашем телеграм-канале NGS24.RU — «Новости Красноярска» и в нашей группе во «ВКонтакте» «НГС.НОВОСТИ Красноярск». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.