В центре Красноярска снесли скандальное здание несостоявшегося кафе «Кантри». Споры вокруг его законности длились почти пять лет. Все эти годы незаконная постройка практически полностью заслоняла Дом связи — 85-летнее историческое здание. Сейчас мы снова можем видеть его «в полный рост». Корреспондент NGS24.RU Полина Бородкина поговорила с заведующей отделом истории Красноярского краевого краеведческого музея Екатериной Борисенко и профессором Института архитектуры и дизайна СФУ Александром Слабухой и узнала историю этого здания, информацию о котором найти очень сложно. Ее нет ни в книгах библиотеки музея, ни в необъятном интернете. Исправляем ситуацию.
7 декабря 1934 года постановлением Президиума ВЦИК при «разукрупнении» Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев был образован Красноярский край. Это событие послужило толчком к развитию всех сфер жизни, в том числе и строительства. Тогда и решили построить в Красноярске Дом связи.
— Был принят генеральный проект реконструкции Красноярска, который предусматривал застройку площади Революции большими зданиями краевых организаций. Через три дня после образования Красноярского края, а именно 10 декабря 1934 года, было создано Красноярское краевое управление связи, — рассказала заведующая отделом истории краеведческого музея Екатерина Борисенко. — Помещением для этого управления и было решено начать застройку площади Революции. Трехэтажное здание кубатурой 18 тысяч кубических метров должно было вместить в себя краевой телеграф, радио и подсобные помещения.
Проект разрабатывала группа проектировщиков московского института «Связьпроект» под руководством художника-архитектора Александра Никандровича Рубцова, уточняет профессор Института архитектуры и дизайна СФУ Александр Слабуха. Центральные и краевые организации согласовали проект здания и отвели участок под строительство напротив магазина «Гастроном». Дом связи начали строить в конце 1935 года и закончили в 1938-м, уточнил профессор.
— Почему «Связьпроект». В те времена, после революции 20–30-х годов и, по сути, до самого конца советского времени, до конца 80-х, всё проектирование велось профильными проектными специализированными организациями. Этот институт проектировал объекты для всей России, — пояснил Александр Слабуха.
Летом 1936 года при строительстве здания произошла трагедия: 13 июля обвалились леса с кирпичом, пострадали семь рабочих-носильщиков: Мезенцева, Надворная, Толстихин, Швецова, Фархудинова, Шунайлов и Нажмутдинова, троих в тяжелом состоянии доставили в больницу. О судьбе пострадавших нигде не сообщается. В краеведческом музее предположили, что некоторые из них всё-таки могли погибнуть от полученных травм. Причиной обвала назвали нарушение техники безопасности.
— Техник Михайловский, руководивший установкой лесов, знавший, что на «крестах» должны ставиться столбы до 20 сантиметров толщиной, использовал доски. Об этом знали начальник строительства Панин, прораб Петухов и его помощник Грибанов. Десятник Жуков к тому же допустил перегрузку кирпичом, что привело к обвалу. О трагическом случае нам поведало главное печатное издание края — газета «Красноярский рабочий» от 16 июля 1936 года. Это дело давно минувших лет, но описанная ситуация кажется очень реальной, и дело тут не в преступной халатности, или, по крайней мере, не только в ней. С высокой долей вероятности можно предположить, что обозначенных бревен 20-сантиметровой толщины попросту не имелось на стройке, а штурмовщина при выполнении работ, допускавшая перегрузку, наоборот, была частым явлением, — рассказала Екатерина Борисенко. — Нам неизвестно, как закончилась жизнь пострадавших под обвалом и то, как сложилась дальнейшая судьба товарищей, признанных виновными в инциденте, поскольку материалы следствия по делу были переданы в прокуратуру. Не исключено, что они продолжили заниматься строительством, только в северных широтах Красноярского края.
Три этажа здания возвели к концу октября 1936 года — об этом свидетельствуют фотографии К. Калистратова из газеты «Красноярский рабочий».
— Благодаря снимку мы можем с уверенностью говорить, что в то время здание располагалось только вдоль проспекта имени Сталина — ныне проспект Мира, 102, — сказала Екатерина Борисенко. — Ныне здание Управления Федеральной почтовой связи Красноярского края имеет П-образную форму. Часть вдоль улицы Диктатуры Пролетариата, 25 была достроена позднее, вероятно, в послевоенные годы. Она имеет четыре этажа и очень лаконичный фасад. Также на фотографии можно увидеть строящееся в это же время здание курсов марксизма-ленинизма. Сейчас в нем расположен Красноярский государственный аграрный университет.
С 1936 по 1938 год красноярский архитектор Рафаил Дмитриевич Грязнов занимался архитектурным оформлением фасадов здания.
— Он родился в 1910 году. В 1932-м окончил Омский коммунально-строительный техникум, затем два года отслужил в Министерстве обороны — он был курсантом в Северной Америке. В 1935 году он вернулся в Красноярск и устроился техником-архитектором в проектное бюро краевого комитета коммунального хозяйства, где занимались всеми вопросами хозяйственного обеспечения региона, — продолжает Александр Слабуха.
В основе архитектурного оформления фасадов лежит минималистский конструктивизм, говорит профессор.
— Архитектурные детали в своем объемно-пространственном решении — это призматические формы. Угловой корпус, состоящий из колоннады, обращенной на тогда улицу Советская, и, по сути, дублирование угла смежного, но уже не с колоннами, а с пилястрами, то есть плоский рисунок колонн. И вот эта кубистическая форма сконцентрирована именно на устойчивости угла всего этого здания. Мы видим горизонтальную широкую полосу выше карниза. Она формирует угловую часть. И дальше уже идут два крыла. Более длинное крыло вдоль проспекта Мира и более короткое вдоль Диктатуры Пролетариата, — рассказал профессор. — Поскольку это уже 30-е годы — это наступление помпезной имперской архитектуры, оно связано с появлением классицистических форм. Архитектура была контекстом любых политических решений и идейных направлений в обществе и государстве. Поэтому мы видим колонны, особенно капители. Вот пилястры — плоские колонны — мы видим сдвоенными между оконными проемами. Они уже завершаются капителями, деталями в классическом решении. То есть уже архитектура наполняется или одевается в формы: нарядные, свойственные уже следующему этапу архитектуры, что потом назовут сталинским ампиром или сталинской неоклассикой.
Если присмотреться к существующему ныне зданию, можно увидеть, что проект не был реализован полностью. Сохранившейся отличительной чертой проекта Грязнова были пилястры, увенчанные капителями с декором советского периода, которые мы видим и сегодня, а также добавлены барельефы между окнами второго и третьего этажей, которые отсутствовали в первоначальном проекте архитектурного оформления. Дальнейшее сравнение показывает, что здание также получило колонны на главном фасаде, однако лишилось балконов. И самое важное: на проекте Грязнова здание Дома связи имело четыре этажа, построено же три.
После строительства в здание заехали работники краевого управления связи. Как отмечает Екатерина Борисенко, управленческий аппарат нового учреждения в большинстве своем состоял из иркутян.
— Это объясняется тем, что начальником управления был назначен Иван Яковлевич Марков, до перевода возглавлявший почтовую службу в Восточно-Сибирском управлении связи, располагавшемся в Иркутске, — пояснила заведующая отделом истории краеведческого музея. — Как это часто бывает, команда приехала вслед за руководителем. По свидетельствам очевидцев, Марков относился к тем самородкам, которые могли выполнить любое дело, которое им поручали. Поэтому управлению связи предстоял большой и славный путь, а преемники Ивана Яковлевича продолжают трудиться в родных стенах и сегодня.
Одновременно со строительством этого здания начала формироваться площадь Революции, как говорит Александр Слабуха, с ансамблем административных зданий, в который вошли краевая библиотека, управление гражданской авиации, управление железной дороги, центр научно-технической информации и краевая администрация — для последнего здания пришлось снести собор. Площадь не успели построить из-за начавшейся войны, это делали уже после ее окончания — в 50-е годы.
— Это здание [Дом связи] — одно из ключевых и по своим функциональным предназначениям, и как архитектурный объект ансамбля административных зданий в центре Красноярска, — говорит профессор. — Законом охраняется не только его физическое качество, но и его окружение. Окружение охраняется не ради самого окружения, а ради полноценного восприятия памятника. Ансамбльность создает ощущение подлинного пространства, и мы находимся в аутентичной среде. Это очень важно понимать: когда мы сохраняем — мы говорим о наследии. Важно не просто сохранить памятник, а сохранить еще и окружающую его среду, насколько это возможно.
Интересуетесь историей Красноярска? Тогда попробуйте пройти наш тест на ее знание. Или просто посмотрите, как наш город выглядел 80 лет назад.