Депутаты Заксобрания края рассматривают федеральный закон «О северном завозе» — он должен централизовать доставку грузов на Крайний Север.
По словам зампредседателя Заксобрания Дмитрия Свиридова, закон для региона долгожданный.
— Проект закона регламентирует полномочия между разными уровнями власти и создает правовые, финансовые, организационные и имущественные отношения для создания всей системы северного завоза. Законопроект был принят в первом чтении 22 марта, и от нас сейчас требуется в течение месяца представить свои предложения. Но после принятия в первом чтении остается ряд вопросов, которые имеют для Красноярского края принципиальное значение. В первую очередь это касается доставки грузов от пунктов доставки до отдаленных поселков. Пока в законопроекте эта позиция четко не прописана. Имеется и еще ряд замечаний, — заявил он.
Закон предполагает распределение полномочий между федеральными, региональными и местными властями. Контролировать завоз планируют с помощью системы госмониторинга. А также уменьшить стоимость продуктов и товаров первой необходимости на 15% за счет льготных тарифов на перевозки морским и железнодорожным транспортом.
Жители Норильска, например, не раз жаловались на стоимость продуктов. Помидоры — 800 рублей, огурцы — 900 рублей — типичные ценники для города. Доставляют продукты сюда в основном летом — с навигацией или самолетами. А вот в советское время снабжение было особенным и на полках магазинов можно было найти то, чего не было даже в Красноярске, рассказывала ранее редакции выросшая на Севере Оксана Хикматулина. С перестройкой, как и везде, пришел дефицит.
— Если погода нелетная, город отрезан от мира… Там нет ферм, мясо замороженное, охлажденное привозят летом. Надо смотреть на сроки годности, потому что возить продукты туда — дело не очень выгодное. Пока закрыты порты, они могут испортиться. Какие-то сыры с маленьким сроком годности, йогурты до нас не доходят. Теплиц в моем детстве не было, сейчас, знаю, есть парники, и там выращивают овощи и фрукты, — делилась собеседница. — У меня папа был рыбаком и охотником с лицензией. Дичь, оленина всегда были в доме, все деликатесы типа икры хариуса. И сейчас очень скучаю по этому.