Вечером в пятницу, 17 июня, на Театральной площади в Красноярске прошел митинг-концерт в поддержку действий российской армии на территории Украины. На нем на фоне триколоров и символов «Z» выступила группа «Любэ», а члены общественных организаций призывали создать международный трибунал «без европейских гей-стран». Рассказываем, как это было.
Концерт «Любэ» должен был начаться в 20:00. Красноярский журналист Герман Руднев в комментариях в телеграм-канале NGS24.RU пишет, что на Театральной площади люди начали собираться уже за пару часов до начала. На сцене, по словам Руднева, в это время проходил «нудный саундчек». Тем, кто пришел на площадь заранее, пишет журналист, охрана сказала, что нужно будет выйти и зайти в общем порядке через детекторы.
Корреспондент NGS24.RU подошел к Театральной площади за полчаса до намеченного начала концерта. Было людно даже по меркам теплого летнего вечера пятницы. Мимо проехал автомобиль, из которого, по совпадению, громко играла песня «Любэ».
В глаза бросались девушки и юноши в форме и беретах — курсанты военного учебного центра. Они стояли группами по несколько десятков человек у стен здания бывшего «Макдоналдса» и через дорогу у магазина «Березка».
— Ну всё, пора, — скомандовал один из курсантов однокашникам возле киоска с мороженым.
— Что, уже строиться? — немного разочарованно протянул курсант, еще не доевший эскимо. Группы молодых людей начали выстраиваться и пошли в сторону сцены на Театральной, кто-то — на бегу доедая мороженое.
Там возле ограждений уже скопились длинные очереди желающих попасть на бесплатный концерт. Металлодетекторы пищали не переставая. Полиция просила людей оставить бутылки с водой — постепенно на входах скопились солидные ряды из минералки и газировки.
Несколько подростков возле колонны оперного театра ждали своего друга-курсанта, который был уже на той стороне за ограждением. Курсант за забором рассказал друзьям, что это уже третье массовое мероприятие на неделе, куда отправили его и сокурсников. На концерт «Любэ», по словам юноши, им сначала велели прийти «по гражданке», то есть в повседневной одежде. «А потом сказали: "А что нам стесняться?" И вот мы все в форме сегодня».
— Вас тупо для массовки согнали? — поинтересовался друг.
— Ну типа в поддержку. Мы, как узнали, что на концерт пойдем, начали петь «Есаул, есаул», а потом вспомнили, что это Газманов.
— Зачем вас сгоняли, если народа и так до хрена? — удивился друг курсанта, глядя на бесконечную очередь на подступах к металлодетекторам.
— Ну как. Патриоты.
— У вас такие патриоты, что на Зеленского [в запрещенной соцсети] подписываются и посты лайкают.
— Ну он сказал, что случайно. Два раза по экрану телефона нажал просто, вот и лайкнул.
— Не отчислили его?
— Нет. Там посовещались и решили, что не стоит отчислять. Ну ладно, мне пора уже, — сказал курсант и побежал в толпу вглубь площади.
— Спину выпрями, [**] твою мать, — подколол его вдогонку друг.
В очереди на вход между тем появилась еще одна группа молодых людей — комсомольцев в красных жилетах и с флагами КПРФ. Колонну возглавлял депутат-коммунист из горсовета Игорь Сорокин. Он попросил полицейских пропустить их вне очереди — те раскрыли ограждение и комсомольцы прошли под присмотром нескольких взрослых коммунистов. До того, как Николай Расторгуев с группой затянет «Эй, веселей, рабочий класс», оставалось больше часа.
Над головами людей на Театральной площади уже развевались флаги и других организаций: «Единая Россия», Общероссийский народный фронт, «Молодая гвардия», а также просто триколоры и один флаг «За ВДВ». Люди с ними занимали центральную площадку перед сценой. Справедливости ради, тех, кто пришел по доброй воле или проходил мимо и решил остаться, также было явно много. Люди плотно стояли по всей площади, несколько детей сидели на основании статуи Аполлона в центре площади, многие разместились на бортиках фонтанов.
Заместитель губернатора Сергей Пономаренко, который, кажется, первым и анонсировал концерт, в своем телеграм-канале сообщил, что на площади собрались больше 10 тысяч людей. Если судить по сервису Mapchecking, то на Театральной площади могут разместиться как минимум семь тысяч человек. По наблюдению NGS24.RU, среди собравшихся были люди самых разных возрастов — от пенсионеров до школьников.
Корреспондент NGS24.RU пообщался с парнем с коротким ирокезом на голове — внешне он тянул на ученика старших классов или техникума. С его слов, юноша приехал из деревни, и в детстве «штудировал» песни «Любэ» с бабушкой. На концерт молодой человек пришел сам, по желанию, уверил он.
— Ну как по желанию, — тут же загадочно добавил парень. — Мне написали.
— А у меня и выбора не было, — не менее таинственно сказал его друг.
Выступление «Любэ» в Красноярске преподносилось не просто как концерт, а как концерт-митинг в поддержку российской армии и боевых действий на территории Украины. Сцену, соответственно, оформляли надписями «Zа Россию», «Zа президента» и «Zа Красноярский край» на фоне триколоров. Из динамиков до начала концерта раздавались советские шлягеры или неузнаваемые современные песни с обязательным словом «Россия» в припевах.
Корреспондент заметил несколько человек в бейсболках, футболках и толстовках с литерой «Z», а также в одежде в стиле милитари — как минимум двое родителей полностью одели в хаки маленьких детей. Канал ТВК опросил несколько красноярцев о том, как они относятся к тому, что концерт проводится в поддержку военных действий, — те ответили «никак» или «нейтрально». Как отметил тот же Герман Руднев, на «официозном концерте-митинге» вряд ли можно было ожидать бело-сине-белый флаг (символ протеста против спецоперации).
Примерно в 20:00 началась «официозная» часть. Депутат Госдумы Юрий Швыткин перечислил имена двух красноярских военных, погибших на территории Украины и получивших ордена Мужества посмертно.
Председатель краевой Общественной палаты Наталья Грушевская сообщила, что «уже пошли в школу донбасские дети, в жизни которых не было ни одного мирного дня». Она призвала создать международный трибунал, чтобы расследовать военные преступления. Но суды, по ее словам, должны вестись «без европейских гей-стран», но «с представителями Донецкой и Луганской Народных Республик, Приднестровья и Абхазии, Сирии и Ирана».
Сергей Скрипкин из ОНФ заявил со сцены, что как медик записался добровольцем и скоро отбывает в Донбасс. А депутат горсовета Красноярска, спортсмен и бывший олимпиец Николай Олюнин посетовал, что Россия сейчас не может участвовать в международных соревнованиях и принимать их. Почему так случилось, он не уточнил.
— Своих не бросаем, — несколько раз повторили на сцене.
— Хештег, — отозвалась сотрудница бюджетного учреждения, стоявшая возле корреспондента NGS24.RU.
После гимна России на сцену наконец вышла группа «Любэ». Ее лидер Николай Расторгуев самоиронично пошутил, что сегодня они исполнят «старые и… еще более старые песни».
— Сейчас мы споем песню 89 года прошлого века, с которой когда-то и начиналась группа «Любэ»… Нет, не «Батяня-комбат», — передразнил Расторгуев кого-то из зрителей и запел «Батьку Махно» (про красных дьяволят и алую зарю).
Опять же, справедливости ради, сгоняли ли людей на митинг-концерт или нет, но большинство собравшихся охотно подпевали Расторгуеву и бэк-вокалистам. Выступление группы продлилось минут 40–50. Военную тему Николай Расторгуев кратко затронул лишь в самом конце, пожелав «нашим ребятам вернуться живыми».
Люди начали расходиться. Сотни полторы-две человек собрались за сценой у ограждений и смотрели, как Расторгуев дает интервью краевым журналистам и затем идет отдыхать в здание театра оперы и балета. Особо рьяный поклонник певца залез на ограждение и, казалось, сделал несколько попыток перелезть, но его осадил человек из окружения Расторгуева.
— Ты потише будь, — сказал активному поклоннику невысокий усатый человек в военной форме, стоявший у ограждения.
— А ты чересчур потише будь, — парировал тот и нервно убежал вглубь Театральной площади.
К полдесятого-десяти вечера у ограждений еще стояли десятки человек, которые хотели посмотреть, как Расторгуев сядет в «Мерседес» и уедет. Театральная площадь тоже сильно опустела. Там, где были установлены металлодетекторы, остались те самые пластиковые бутылки с напитками (после массовых мероприятий так часто делают, чтобы потом мусор убрали специализированные службы). Занималась алая заря.