Город «Блин-гору» забирают у лыжников «Здесь вставали на лыжи именитые чемпионы России»: знаменитую «Блинку» в Академгородке хотят закрыть из-за долгов

«Здесь вставали на лыжи именитые чемпионы России»: знаменитую «Блинку» в Академгородке хотят закрыть из-за долгов

Вопрос аренды стопорится из-за федеральной земли, но тренер продолжает заниматься с малышами на склоне

Вся прелесть «Блин-горы» в Академгородке в доступности горнолыжной трассы, она находится в спальном районе

Воспитанников и тренеров «Блин-горы» в Академгородке выселяют с нажитого места. Спортивная секция здесь существует около 50 лет, она стала стартом для многих именитых лыжников, прославивших Красноярский край на всю страну и мир. Вот уже три года тренировки проходят нелегально: договор расторгнут из-за небольшого долга в 120 тысяч рублей, позже КНЦ СО РАН через суды увеличил сумму долга до 648 тысяч рублей. Электричество отключено, подъемник тоже не работает — его переоборудовали под бензиновый двигатель. Оформить федеральную землю не удается. Тренер Илья Молтянский, продолжающий на «Блинке» дело отца, рассказал о сути дела и просьбах жителей микрорайона сохранить секцию. В подробностях разбиралась наш корреспондент Кадрия Катцина.

Угол верхнего Академгородка замыкается «Блин-горой». Место в Красноярске очень известное среди любителей активного отдыха и сторонников ЗОЖа. Туда приезжают погулять и подышать свежим воздухом. Еще в советское время здесь занимался детский клуб «Радуга». В середине буднего дня склон полон малышей — это ребятня спускается под присмотром своего тренера Ильи Молтянского. Дети зовут его просто по имени, на каждую просьбу заботливый тренер отзывается с участием, даже если просто слезла варежка и ее нужно поправить. В секцию по лыжам ходят заниматься ребятишки с четырех лет. Такую публику нужно контролировать внимательно.

Пологий склон идеально подходит, для того чтобы поставить ребенка на лыжи

Даже те дети, которые занимаются только первый сезон, уже умело катаются и с удовольствием спускаются с пологой «Блин-горы». На вершину им помогает забраться канатка. В самом начале занятий Илья запускает бензиновый двигатель, от которого работает подъемник. Это и подъемником назвать трудно, скорее — лебедка.

— Уже три года мы живем без электричества, канатка наша работает на бензине, а освещение мы установили на мачте, которую ставил еще мой отец Николай Федотович, скалолаз, тренер. Он начал обустраивать «Блин-гору» с 1973 года. Она идеально подходила для занятий лыжами. Вместе с «академиками» он убирал опасные деревья по согласованию с Горсоветом, — рассказывает Илья.

Илья Молтянский приспособил подъемник под бензиновый двигатель
Так выглядит бензогенератор, который запускает канатку

Илья Молтянский сам занимался у отца лыжами с пяти лет, вырос, стал чемпионом России и стал учить кататься детей. Его тренерская карьера началась с 1991 года, больше 30 лет он ставит малышей на лыжи, иногда приходят на тренировки и взрослые.

Привести склон «Блинки» в хорошее состояние и оборудовать трассу приличным сертифицированным подъемником нужно, но сделать это нельзя, даже если найдется, на что его купить. Земля не принадлежит городу, она федеральная, а управляет ей КНЦ СО РАН. Сейчас на федеральные земли распространяется мораторий — строительство на них под запретом.

Тренеры «Блинки» несколько раз писали письмо Путину с просьбой отменить мораторий на этот участок земли, чтобы его можно было взять в аренду, в нынешней ситуации арендовать можно только имущество. На этих условиях секция с 2012 года до 2017-го пользовалась помещением на территории «Блинки», где переодевались дети. Потом договор разорвали.

— У меня на руках ответы, из администрации президента все письма пересылают в местное самоуправление, чтобы разобрались, но они ничего не могут. У них нет такого права, — поясняет тренер.

Место уникальное не только из-за шаговой доступности. Здесь растут вековые сосны

Вопрос споткнулся о федеральную землю. Какие пути решения есть?

Камень преткновения — федеральная земля, которая находится под управлением КНЦ СО РАН. На вопрос корреспондентки, почему дети из лыжной секции не могут продолжать тренировки в достойных условиях, в научном центре отвечают, что их специалисты ведут переговоры с Красспортом. Рассматривается возможность продолжать тренировки, но уже со всеми сертификатами безопасности.

— Вы наверняка слышали все эти печальные истории, когда в Красноярске на горках разбивались дети. Не каждый склон приспособлен, для того чтобы с него можно было кататься. Но сейчас мы стараемся сделать все возможное, чтобы красноярцы не потеряли это место. Идут переговоры с Красспортом, рассматриваем варианты передачи этой территории в аренду бюджетной организации, — объясняет представитель КНЦ СО РАН.

Канатка здесь стоит самая простая, но функциональная

Председатель коллегии адвокатов Центрального района Михаил Мартынюк на вопрос NGS24.RU, есть ли какой-то другой способ законно тренировать детей на федеральной земле, пояснил, что это возможно, но придется «утонуть» в океане бюрократии.

— Все договоры аренды имущества на федеральной земле заключаются только после проведения конкурса или аукциона на право заключения договора. Но исключения есть, они предусмотрены для государственных, муниципальных учреждений, медицинских или образовательных организаций, некоммерческих организаций и т. д. В этом случае конкурентные процедуры будут необязательны.

Подъемник установлен с краю трассы, чтобы лыжники не мешали спускающимся с горы

По такому пути как раз и пошел тренер Илья Молтянский, до навешивания огромного долга у него была некоммерческая организация, но пришлось банкротиться, с ним лично работать больше не хотят. Уже не в первый раз он приводит Красспорт в КНЦ СО РАН.

— Сейчас у КНЦ СО РАН условие такое: я покупаю на свои деньги подъемник, передаю им его безвозмездно, они уже передают его Красспорту. Во-первых, стоимость подъемника 20–30 миллионов, у меня таких денег нет, во-вторых, нет никаких гарантий, что меня там вообще оставят тренировать детей, потому что никаких соглашений со мной подписывать не будут. На таких условиях я даже инвестора не найду, никто не захочет вкладывать деньги туда, откуда не будет отдачи.

Я общался с юристами, они говорят, что это бред. В КНЦ СО РАН нет спортивной деятельности, они не могут содержать на балансе спортивные объекты. Вся их заинтересованность — сдавать помещение в аренду. Я снимал его в общей сложности пять лет, нам помогали спонсоры, потому что платить 40 тысяч в месяц за нежилое помещение, которое используется от силы 4 месяца в году — дорого, — объясняет Илья.

Дети хватаются за канатку толстыми варежками

КНЦ СО РАН судится с тренером и пытается доказать, что он занимает эту территорию незаконно. Однако за эти годы отец и сын Молтянские вместе с родителями лыжников вложили в развитие территории крупную сумму денег: они обустроили лыжную трассу, установили заграждающую сетку, чтобы дети не попали со спуска на дорогу, установили лебедку-подъемник, мачту освещения. Когда с детским лыжным клубом разорвали договор, о возмещении этих трат никто не задумался.

Раньше лыжная секция снимала в аренду помещение, где хранилось оборудование и можно было переодеться
Сейчас дети ютятся в контейнере

В Красспорте подтверждают слова тренера.

— Участок, где расположена трасса, находится в федеральной собственности. Ее распорядителем является КНЦ СО РАН. Мы обращались к ним с просьбой предоставить земельный участок в пользование, на что получили отказ. Поэтому у нас отсутствует право на размещение каких-либо объектов и временных сооружений на данном участке федеральной земли.

Кроме того, предпринимателю — арендатору этого участка у СО РАН — было предложено сертифицировать существующее оборудование либо приобрести новое, отвечающее современным требованиям. В случае передачи данного оборудования на баланс КНЦ СО РАН мы сможем рассмотреть вопрос о создании физкультурно-спортивного клуба, но также только на условиях аренды земельного участка. Самим купить сертифицированное оборудование за счет бюджета и передать его сторонней организации мы не имеем права, — рассказал руководитель главного управления по физической культуре и спорту Валерий Черноусов.

История «Блинки»

«Блин-гора» стала использоваться лыжниками в 1973 году, когда ее присмотрел Николай Федотович, переехавший в конце 50-х годов в Красноярск на учебу из Ужурского района. По информации российской Федерации горнолыжного спорта, тренер-скалолаз, мастер спорта Молтянский начал вести тренировки горнолыжников с 1976 года и поставил на лыжи 40 кандидатов в мастера спорта и 16 мастеров спорта по горным лыжам. Среди его воспитанников — чемпион России Евгений Лисица, Михаил Тараненко, мастер спорта и тренер Виталий Имбов, пятикратный медалист на XI Паралимпийских зимних играх в Сочи и двукратный Паралимпийский чемпион по горнолыжному спорту Алексей Бугаев.

Основатель «Блинки» тренер Николай Федотович Молтянский с гитарой

Сын Николая Федотовича Илья Молтянский не только чемпион России, он стал продолжателем дела отца. Безучастным остаться, говорит он, просто не может.

— У детей забирают уникальное место в шаговой доступности — склон, который идеально подходит для того, чтобы комфортно встать на лыжи. Мы оказались в затруднительной ситуации в 2017 году, когда накопился долг за 3 месяца по аренде в 120 тысяч рублей. Договор с нами расторгли и заключать снова не захотели, хотя я к тому времени готов был погасить эту сумму. КНЦ СО РАН пошел дальше, они стали судиться и вполне реальную для погашения сумму превратили в 648 тысяч рублей. Это уже такие деньги, которые не потянуть, — рассказывает Илья Молтянский.

Но прерывать тренировки не стали. Подъемник из электрического переоборудовали так, чтобы работал на бензиновом двигателе, к мачте освещения присоединили светодиодные фонари, чтобы можно было тренироваться после захода солнца.

Сюда приходят не только покататься на лыжах, спускаются со склона и на плюшках, и на ледянках. Местные приходят покататься

В 2002 году территорию «Блинки» хотели развивать и устроить там парк для прогулок. По словам Ильи Молтянского, специалисты даже разработали проект горнолыжного парка с детскими площадками и прокатным центром, дорожками для роликов, чтобы мамы могли прогуливаться с колясками. Спустя 15 лет этот проект реализовали, но буквально через дорогу — итогом стал любимый красноярцами парк «Гремячая грива». «Блинку» снова обошли, несмотря на уникальность места — горнолыжка в спальном районе, в шаговой доступности.

Удобство трассы в том, что она близко расположена к жилым домам

Склонов в Красноярске, конечно, достаточно, и организовать такие же трассы можно в разных районах города. У многих была бы возможность водить детей на занятия без больших затрат времени на дорогу.

— Мест хватает. Можно сделать лыжные трассы на 60 лет Октября, в Дрокино была трасса, ее бы восстановить, в поселке Торгашинский есть подходящий склон, для жителей Железнодорожного района можно было бы организовать горнолыжный склон на Цимлянской. При желании штук пять точно могло бы появиться в городе. Но академовская «Блинка» — это особенное место, тут сосны вековые, и снег сюда завозить не нужно, — объясняет Илья.

Лыжный «лягушатник» чемпионов

Об удобстве расположения детской лыжной секции нам рассказали родители юных лыжников. Евгений водит семилетнего сына к Молтянскому. У мальчика был неудачный опыт встать на лыжи в «Сопке».

Красноярец Евгений надеется, что детям дадут возможность остаться на «Блинке» с их тренером

— У сына до сих пор комплекс, там их тренер загнала на самый верх и заставила катиться. Кто поехал, тот поехал. Он до сих пор на спуске тормозит и боится поставить лыжи рядом, не хочет разгоняться. А Илья с каждым успевает позаниматься, он перед ними едет спиной назад, за каждым следит. Там готовят сразу в большой спорт, нам такого не надо, я вожу сюда ребенка, чтобы он занимался с удовольствием и для себя. Захочет в большой спорт, сам выберет куда пойти.

Нам, конечно, удобно приводить сюда детей. Секция рядом с домом — это экономит время, не нужно ехать, специально везти. Вышел из подъезда — и вот она, — рассказывает папа юного лыжника.

На «Блин-горе» растут новые чемпионы. Только дадут ли им тренироваться в любимом месте?

Почему этот объект важен для Красноярска, мы попросили объяснить чемпионов, выросших на этой горе. Один из них, Михаил Тараненко, вспоминает:

— Моя спортивная карьера началась на «Блинке». Я пришел в секцию к Николаю Молтянскому, когда мне было 6 лет, катался там два года. Это такой детский «лягушатник» своего рода. Кто хотел дальше уже ехал заниматься на «Сопку».

Такой объект в шаговой доступности у города обязательно должен быть. Мои родители из окна квартиры видели этот склон и отправили меня туда заниматься вместо того, чтобы я телевизор смотрел. Там было весело проводить время. Да, есть у нас «Бобровый лог» и «Сопка», но город точно потеряет, если такой доступный объект пропадет. Неплохо было бы, если бы и школа в Академгородке присоединилась к занятиям на «Блинке» вместо беготни по лесу. Такой объект муниципальным должен быть, чтобы дошколята и школьники началки могли там безопасно заниматься. «Блинка» — хороший подготовительный этап для детей. Тут же рядышком родители стоят, если что-то случилось, они могут подбежать.

Сколько я катался в Европе, везде в развитых странах так: вместо занятий идут на лыжах катаются, а мы тут в лапту играем. Если бы не секция на «Блин-горе», я бы и не катался вовсе. А как еще искать таланты? — резюмирует Михаил Тараненко.

Тренер Илья Молтянский к своим подопечным относится с большой заботой, это проявляется вот в таких мелочах — помогает правильно отрегулировать инвентарь

Еще один чемпион России Виталий Имбов считает, что «Блинка» — исключительный склон.

— Горка находится в уникальном месте, в жилом массиве рядом со школой и тремя садиками. Там можно легко обучать ребятишек. Родителям нужно только выйти из дома, проводить ребенка до базы и забрать его. Ездить, возить, тратить на это час-два не нужно. На этой горке воспитано много спортсменов, в том числе я. Мы все там выросли. Горка знаменитая, горка именитая. В других городах такого нет. Все либо за городом, либо еще дальше. «Блин-гора» сейчас уже на коленях стоит, возможности работать там нет. Нет места для переодевания, сейчас нет таких условий, как раньше было. И нет уверенности, что если там что-то сделать, то это не снесут, не сломают.

Во время тренировки. Едут за тренером ровной цепочкой

— Очень важно сохранить этот объект. Загубить-то можно, а вот восстановить потом никто не сможет. Если Молтянский болеет за дело, заинтересован лыжами, готов тренировать детей в жилом массиве, почему этому надо препятствовать? Дети на свежем воздухе. Занимаются, катаются, оздоравливаются, это же здорово! — восклицает тренер Виталий Имбов.

Пока решение проблемы не виднеется даже на горизонте, хоть и обозначены условия передачи имущества в аренду. Бюрократия победила детей-лыжников со счетом 1:0.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
ТОП 5
Мнение
«Школа строгого режима»: архитекторы объяснили, почему школу на Свободном зря закрыли сплошным забором
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Трудности будут вне зависимости от возраста»: красноярский психолог высказалась о родах до 23 лет
Анонимное мнение
Мнение
Метро или метротрам? Как правильно называть то, что строят в Красноярске
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления