Город мнение «Главная проблема Красноярской агломерации»: урбанист — о том, почему нужно открыть Железногорск

«Главная проблема Красноярской агломерации»: урбанист — о том, почему нужно открыть Железногорск

Он считает этот город лучше многих районов Красноярска

Железногорск — единственный из городов Красноярской агломерации, потерявший в населении за последние 10 лет

Красноярский урбанист и общественник Илья Будкевич в колонке в начале месяца поднял достаточно неоднозначную тему — будущего Красноярска, а также малых городов и поселков Красноярского края с учетом существующих тенденций урбанизации. Опираясь на исследования западных профессоров, он пришел к выводу, что в нашем регионе властям имеет смысл приоритетно финансировать лишь Красноярскую агломерацию, чтобы весь регион не отстал. Остальные города или превратятся в вахтовые поселки, или попросту умрут — поэтому в них не надо особо вкладываться. Это мнение вызвало бурю обсуждения, на которую урбанист ответил отдельно, разъяснив свою позицию. А сегодня Илья продолжил рассуждать о будущем Красноярской агломерации и ее проблемах в виде закрытости Железногорска.

Как развивать Красноярскую агломерацию

Основной принцип развития городской агломерации можно сформулировать так: чем более конкурентоспособна ваша агломерация, тем больше людей хотят к вам переехать. Чем больше людей приезжает в вашу агломерацию, тем она больше и плотнее. Чем больше и плотнее ваша агломерация, тем более (при прочих равных) она конкурентоспособная. Такой замкнутый круг. Причем чем более конкурентоспособна ваша агломерация, тем быстрее она растет. Поэтому универсальную общую стратегию развития городской агломерации можно сформулировать таким образом:

  1. Включить в общую экономику максимально возможное число людей и населенных пунктов, без привлечения мигрантов. По сути, это решение инфраструктурных проблем.

  2. После увеличения агломерации за счет присоединения к ней всего, что возможно, следует планомерно, на протяжении многих десятилетий, проводить работу по решению общеагломерационных и муниципальных институциональных проблем.

  3. Эффективное решение местных проблем благодаря обновленным институтам.

Ни в коем случае не стоит воспринимать это буквально как последовательность. Здесь речь идет скорее о приоритете. А решение местных проблем, указанное в третьем пункте, и является целью реализации первых двух пунктов, но в то же время остается важным способом увеличения привлекательности агломерации.

Красноярская агломерация включает в себя ядро агломерации: Красноярск, 3 малых города: Дивногорск, Сосновоборск, Железногорск; 4 крупных посёлка: Березовка, Солонцы, Емельяново, Подгорный, а также ряд населенных пунктов поменьше.

Урбанист уверен, что Красноярск получит выгодное преимущество перед другими городами, если Железногорск станет частью агломерации

Проблема нашей агломерации в том, что у нас по-прежнему большие проблемы со связанностью. Наша агломерация не работает как единый город в полной мере. И в то время, когда это простительно и даже нормально для огромных агломераций по 50–70 миллионов человек, вроде той, что мы можем видеть, например, на северном побережье США. Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон и нечислимое количество городов поменьше, образующих огромную размазанную агломерацию, простирающуюся почти на 1000 километров. Для нас же это недопустимое расточительство. У нас и без того очень мало людей для того, чтобы реально конкурировать на мировом уровне.

На мой взгляд, в вопросе связанности нашей агломерации главной проблемой является проблема Железногорска. Второй крупнейший город агломерации и в то же время одно из самых приятных мест для проживания в крае просто деградирует, словно богом забытый моногород. Железногорск — единственный из городов Красноярской агломерации, потерявший в населении за последние 10 лет. Остальные же выросли очень существенно. Сосновоборск так вообще на 20%.

Виной всему — статус закрытого города, из-за которого город существенно экономически и физически изолирован. Вы не можете просто взять и купить там квартиру, если вы неместный. Вы не можете просто взять и открыть там бизнес. Туда нельзя просто взять и приехать как турист. При этом жители Железногорска вынуждены тратить два, а в час пик все три часа в автобусе, чтобы добраться до центра Красноярска, притом что до города есть железная дорога. О какой единой экономике может идти речь?

Железногорск в экологическом плане выигрывает у Красноярска

«Прекрасный Железногорск будущего»


Я предлагаю вам пофантазировать, к каким эффектам могла бы привести обратная политика, а после поговорим о том, как возможно это всё реализовать в условиях нынешней конъюнктуры и возможно ли в принципе.

Допустим, вы живете в центре Железногорска. В пяти минутах ходьбы от вашего дома есть станция электрички, откуда всегда можно за час добраться до центра Красноярска, за 40 минут до Ленинского района Красноярска, а до Сосновоборска так вообще за 20–25. То есть Железногорск действительно может работать как район Красноярска.

Если запустить электричку, из Железногорска в Красноярск можно будет добраться всего за час

Вы окружены прекрасным архитектурным ансамблем города, созданным лучшими петербургскими архитекторами 40-х годов. Вы живете в какой-то европейской атмосфере в городе со своим стилем, который в последние десятилетия, к сожалению, планомерно уничтожается некомпетентными властями, — но это может и должно быть остановлено. А главная улица после открытия города очень быстро превратится в живую улицу с большим количеством бизнеса, вроде красноярского проспекта Мира.

Центр Железногорска создан лучшими петербургскими архитекторами 1940-х годов
Одна из архитектурных жемчужин Железногорска — Театр оперетты
Центральная улица выглядит вполне опрятно

Железногорск идеально подходит для велосипеда. Всё благодаря планировке города, которая, что интересно, почти полностью соответствует принципам современного урбанизма. Уже сейчас больше велосипедов, чем здесь, в крае вы не найдете. Кстати, именно Железногорск стал вторым городом края, где заработали сервисы кикшеринга. Остается только добавить нормальную велоинфраструктуру.

У вас очень приятный тихий зеленый двор, как и все дворы города. Вообще в городе всё очень неплохо с зеленью. Железногорск строился в тайге и в целях безопасности проектировался так, чтобы с близлежащих гор казалось, что на месте города просто лес, поэтому сохранилось большое количество взрослых хвойных деревьев. Также вы едва ли найдете здесь такие обрубки, как те, что уродуют Красноярск.

С зеленью в городе нет проблем
У многих железногорцев высоченные сосны над головой находятся постоянно

В шаговой доступности у вас есть огромный, даже по красноярским меркам, городской парк. Конечно, он сегодня также находится не в лучшем состоянии, но, думаю, на примере многих скверов и парков Красноярска, очевидно, что эта ситуация без проблем может быть исправлена. Хотя и сейчас железногорский парк — очень приятное место для прогулок. Кстати, еще с советских времен в парке есть питьевые фонтанчики, чего в Красноярске, городе с идеальной водопроводной водой, почему-то нет до сих пор! А по всему городу еще с советского времени есть бесплатные общественные туалеты, пусть и на данный момент не в лучшем состоянии. В Красноярске они начали появляться только в последние годы.

Парк культуры и отдыха настолько хорош, что ради прогулки по нему в город приезжают даже красноярцы

Также в парке есть лучший муниципальный пляж в Красноярском крае. С раздевалками, местами с тенью, закрытой зоной для детей, кафе и прочим. Пляж регулярно убирается городскими службами. Кстати, одно время, в начале двухтысячных, на пляже была даже большая водная горка, но потом что-то пошло не так.

Один из лучших муниципальных пляжей края, по мнению Ильи
Завораживающие пейзажи прямо в городе

Ваши дети могут ходить в 91-ю школу, входящую в топ-200 лучших школ России. А в некоторых детсадах еще с советских времен есть бассейны.

В городе есть горнолыжная и лыжная трассы, кинотеатр, бассейны, несколько театров разного уровня, зоопарк, стадион, который зимой превращается в огромный каток, большое количество медицинских учреждений и учреждений дополнительного образования. В общем, всё, что нужно для комфортной жизни.

Есть в городе кинотеатры
Нет проблем и с магазинами

В отличие от Дивногорска и Сосновоборска, Железногорск уже сейчас может предложить большое количество высококвалифицированных рабочих мест. То есть вы можете жить в городе даже без необходимости ездить в Красноярск. В городе сосредоточены, по сути, все высокотехнологичные производства края, под предлогом существования которых город почему-то остается закрытым. В идеале хотелось бы увидеть в Железногорске технологическую долину, которая смогла бы на равных конкурировать с Новосибирским Академгородком. Но это уже более сложная задача, чем просто открытие и транспортная связь города с Красноярском.

Помимо всего перечисленного, в Железногорске нет проблемы экологии! А в окрестностях города есть большое количество интересных природных мест. Те, кто уезжают в другие регионы из-за плохой экологической обстановки в Красноярске, могли бы просто переезжать в Железногорск, оставаясь в регионе. Туда могли селиться и те жители других регионов, отказывающиеся от идеи переезда в Красноярскую агломерацию. Сейчас же с каждым днем сохранения за Железногорском статуса закрытого города мы теряем людей.

Чтобы попасть в лес у озера, жителям не нужно покидать город

Согласитесь, при всем вышеописанном Железногорск выглядит даже более привлекательным местом для проживания, чем многие районы Красноярска. Но недвижимость сейчас здесь стоит копейки. Трехкомнатную квартиру с неплохим ремонтом в центре, неподалеку от ж/д платформы, можно купить за 3 миллиона рублей. В то время как аналоги в более-менее приличном районе Красноярска начинаются от 5–5,5 миллиона рублей. Очевидно, что рынок недвижимости Железногорска сегодня очень сильно недооценен и имеет большой потенциал для роста.

Вообще от таких реформ больше всех выиграют железногорцы, особенно те, кому принадлежит коммерческая недвижимость на центральной улице города. Те, кто просто имеет небольшую квартиру в городе, получат по миллиону рублей из воздуха. А город будет ждать строительный бум, который, помимо большого количества рабочих мест, создаст потенциал для развития различных отраслей экономики города.

От возможного открытия границ выиграли бы в первую очередь сами жители — жилье резко подорожает

Для того чтобы извлечь из нового строительства максимальную выгоду, нужно предварительно усовершенствовать муниципальные институты архитектурного регулирования. Я уже писал про то, как при помощи реформации муниципальных институтов и притока населения можно запустить постиндустриальную экономику Сосновоборска и сделать сам город интереснее и приятнее.

Помимо роста строительного сектора, Железногорск имеет большой потенциал для туризма. Это единственный из малых городов, да и, в общем-то, всех населенных пунктов Красноярской агломерации, кроме Красноярска, который имеет интересную архитектуру и полноценный центр. В Железногорске огромное количество парковых зон, вложив относительно небольшие деньги в которые, можно получить действительно крутые общественные пространства. Чего стоит один только кольцевой пешеходный маршрут вокруг городского озера. Также в городе есть хорошие пляжи.

Проблем с прогулочными зонами в Железногорске нет

Есть у города потенциал и для международного туризма. И это его история. Сама концепция секретного советского города-утопии, где производилась существенная часть всего связанного с космосом и ядерным оружием в СССР. Этот город — музей холодной войны. В городе много артефактов той эпохи вроде ржавеющих при въезде в город в ж/д тупике вагонов для перевозки ядерного оружия, замаскированных под почтовые вагоны, или огромного количества бункеров в городе. Сейчас мы еще плохо понимаем ценность этого. Но я не удивлюсь, если однажды центр Железногорска попадет под охрану ЮНЕСКО.

Илья Будкевич уверен, что туристический потенциал построенного в советское время города еще не раскрыт

В мире, по сути, нет больше ни одного города такого размера, построенного с нуля в секрете для производства ядерного оружия. Советский Союз, безусловно, является одним из самых необычных и даже странных государственных формирований в истории человечества. Это тот исторический опыт, к которому мы будем апеллировать до конца существования человеческой цивилизации, так же, как мы в своих политических рассуждениях о дне нынешнем апеллируем к Римской империи и Древней Греции последние 2000 лет. Ценность таких исторических деталей и культурного слоя мы всё больше будем осознавать по мере удаления от СССР. И Железногорск — однозначно самое интересное проявление советской эпохи в регионе.

Всё это — то, что может быть интересно для иностранных туристов. Если грамотно использовать туристический потенциал города, для многих иностранных туристов Железногорск может стать основной причиной приезда в Красноярский край. Надо этим пользоваться и делать на этом деньги.

Ну и, как мы уже сказали, есть потенциал для роста высокотехнологичных производств, хотя раскрыть его уже намного сложнее.

Уровень жизни в Железногорске несомненно вырастет, если исчезнет «стена» вокруг него

По сути, такая политика позволила бы мгновенно добавить Красноярску огромный хороший район на 100 000 человек, обеспечив городу преимущество перед другими городами, которым понадобится в лучшем случае 10 лет, чтобы «нарастить» такое население.

Более того, электричка до Железногорска очень сильно разгрузила бы и Красноярск, ведь многие люди, ездящие в Красноярск из Сосновоборска и Железногорска, пересели бы на электричку, потому что это быстрее, проще и дешевле, чем поездка на автомобиле. Помимо Железногорска, такая политика дала бы большой толчок развитию Сосновоборска (здесь я вас опять отсылаю к статье про Сосновоборск), Подгорного, Березовки, а также правого берега Красноярска.

Также у края появилась бы возможность сделать маршрут электрички, который соединил бы все 4 города Красноярской агломерации, из Дивногорска до Железногорска вполне реально было бы доехать за час тридцать — час сорок минут. Это меньше, чем у некоторых городских маршрутов автобуса. В идеале, чтобы это всё работало примерно как МЦД в Москве. Чем вам не метро? Даже лучше!

Почему не страшно открыть Железногорск


Реализация перечисленного не требует астрономических бюджетных инвестиций. Проблема чисто административная и политическая. Нет никакой причины оставлять город закрытым. Да, там действительно есть важные стратегические производства. Но они также есть и в Красноярске, и в Москве. Никто ведь не собирается закрывать эти города.

На момент постройки секретность имела смысл, ведь скрывалось расположение предприятий и сам факт их существования. Сегодня это открытая информация. А при нынешней охране любой человек, который действительно хочет попасть в город, сделает это. Важно хорошо охранять стратегические предприятия Железногорска, но абсолютно бессмысленно держать при этом весь город закрытым. В конце концов все предприятия Железногорска — частные компании, пусть и с государственным капиталом. Почему ради этих компаний мы жертвуем экономическим развитием всего региона? Единственные, кому это реально нужно, — чиновники, обеспечивающие закрытость города.

Понятно, что договориться с федерацией не так уж просто. Здесь очевидно замешаны различные сферы интересов. Но, несмотря на это, я считаю, что даже в рамках текущей политической конъюнктуры вполне возможно реализовать этот проект, если правильно его подать федерации. Возможность обеспечить стабильный экономический рост на несколько лет в одной из крупнейших городских агломераций может оказаться как нельзя кстати, тем более пока этого сделать не удается.

Но решение о будущем города лежит на плечах Москвы

На мой взгляд, реализация описанных реформ должна быть главной стратегической задачей для руководства региона наравне с газификацией региона. Причем ее реализация существенно проще газификации. Надо буквально задолбать федерацию с этим вопросом.

А нам нужно требовать этого уже у региональных властей, особенно это касается самих железногорцев.

Поделитесь этой статьей, если согласны. Напишите развернутый аргументированный ответ, если не согласны или вам есть что добавить. Давайте повышать уровень дискуссии в Центральной Сибири!

Ранее мы публиковали мнения автора дважды. Почитайте о приоритетах развития Красноярского края в условиях ограниченных ресурсов, а также то, что автор ответил комментаторам NGS24.RU

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства