В Железногорске Красноярского края появился филиал Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук. Ученые будут участвовать в реализации проекта подземной лаборатории, которая не имеет аналогов в России.
Напомним, строительство подземной лаборатории ведется в районе Железногорска, в Нижнеканском скальном массиве. Этот масштабный исследовательский объект должен оценить, существует ли возможность для долговременного размещения под землей промышленных и радиоактивных отходов ядерной промышленности 1 и 2 класса опасности, которое исключает проникновение веществ в окружающую среду.
Создание лаборатории в тайге, в 6 км от Железногорска, началось в 2018 году. Сам же проект разрабатывался в 2012–2015 годах по итогам исследований, проводившихся с начала 90-х. Все обоснования по нему готовили геологи и гидрогеологи с многолетним стажем. Они пришли к выводу, что во всей стране Нижнеканский скальный массив — наиболее подходящее место для появления такого научного комплекса.
Заказчик сооружения лаборатории ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами», отвечающий за безопасную финальную изоляцию РАО. Все страны мира, которые имеют дело с ядерной энергетикой, согласно международным конвенциям обязаны решать вопрос с окончательной изоляцией таких отходов от окружающей среды. Но прежде чем построить столь серьезный объект, как хранилище, требуется убедиться в его полной безопасности. Для этого и предусмотрены всесторонние научные изыскания в лаборатории. В случае успешного обоснования на основе проведенных исследований долговременной безопасности будущего объекта, пункт финальной изоляции РАО под землей впоследствии будет создан на ее базе.
Лаборатория должна быть построена к 2026 году, а начатые уже сегодня исследования завершатся не ранее 2032 года — впрочем, возможно, этот срок придется продлить. Аналогичные лаборатории действуют и за границей, например, во Франции, где с 2004 проводились исследования возможности хранения РАО.
Заместитель директора по государственной политике в области радиоактивных отходов (РАО), отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов (ВЭ ЯРОО) Госкорпорации «Росатом» Александр Абрамов рассказал о стадии строительных работ под Железногорском:
«Интенсивные работы на площадке ведутся уже третий год. Сначала была подготовлена необходимая инфраструктура, проведена ЛЭП протяженностью 35 км. Построены понижающая подстанция, вспомогательные здания и сооружения. Идет подготовка к строительству железнодорожных путей через ГХК для доставки оборудования».
Координацией научных работ занимается Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН — для обеспечения их непрерывности в Железногорске был создан его филиал. «Мы приняли такое решение, поскольку наш институт является руководящим по этой тематике», — отметил замдиректора по информационно-аналитической поддержке комплексных проблем ядерной и радиационной безопасности ИБРАЭ РАН, доктор технических наук Игорь Линге.
«На площадку «НО РАО» пришла академическая наука в лице Института проблем безопасного развития атомной энергетики. Уверен, что такое сотрудничество будет не просто полезным: оно обеспечит развитие и безопасность объекта. Проект будет реализован точно в установленные сроки», — отметил директор филиала «Железногорский» ФГУП «НО РАО» Виталий Горбатов.
Столичные ученые рассказали, какие конкретно исследования идут на месте будущей подземной лаборатории уже сейчас. Так, например, с помощью мультипакерных систем геологи проводят доисследование скважин — определяют, есть ли водоносные трещины в скальном массиве, то есть, насколько будущее хранилище подвержено влиянию воды или других факторов. По словам Игоря Линге, на сегодня закончены работы по одной скважине, которые показали: скала полностью монолитна.
«Проницаемость тут практически никакая: в России подобных объектов нет. Но все равно даже такой объект нужно изучать, зафиксировать исходное состояние массива, чтобы сравнить данные уже после строительства лаборатории», — прокомментировал кандидат технических наук, старший научный сотрудник ИБРАЭ РАН Валерий Тесля.
Кроме пакеров, в исследовании скважин используют видеокамеры и акустическое оборудование. Ученые института применяют как собственные разработки, так и общепринятые в мире технологии.
«Объект, который здесь проектируется и строится, — уникальный. В обязательном порядке здесь необходимо изучить каждую водоносную трещину, если она существует, на предмет возможного перемещения подземных вод, — говорит кандидат технических наук, руководитель Красноярского филиала ИБРАЭ РАН Дмитрий Озерский. — Аналогичные работы проводились в подземных лабораториях за рубежом, а сегодня мы примеряем эти технологии на себе с учетом международного опыта».
Планируемые в лаборатории исследования охватят большое количество направлений: это не только гидрологические и геодинамические, но и сейсмические, геомеханические, магнитометрические, биосферные, химико-аналитические изыскания.
Все вместе они и должны будут дать ответ на главный вопрос: можно ли размещать радиоактивные вещества в толще красноярских скал. Предстоят многочисленные экспертизы, которые завершатся не раньше 2031 года, общественные слушания и многие другие процедуры. И только в случае положительного решения по каждой из них, объект может быть достроен до формата хранилища и принять первые РАО на вечное надежное и безопасное хранение.