Город репортаж На осколках бизнес-империи Гадаловых: гуляем по заброшенному особняку, который превратили в арт-пространство

На осколках бизнес-империи Гадаловых: гуляем по заброшенному особняку, который превратили в арт-пространство

Здание было законсервировано более 10 лет, сейчас горожан пригласили на жуткие экскурсии

Под зданием есть огромные каменные подвалы, которые не показывают экскурсантам, — мы спустились туда вместе с инженером музея

Огромный пустующий особняк на Парижской Коммуны в Красноярске отдали на откуп дюжине современных художников. Весной они изучали его историю, искали среди развалин артефакты, а потом из них создавали арт-объекты — они появились во дворе, на стенах, в темных подвалах и медицинских палатах, в которых уже никого не будут лечить.

Построенный в 1873 году богатейшим красноярским купцом Гадаловым дом сначала вмещал в себя его бакалейные магазины, а в 1920-х место торговцев заняли медицинские работники больницы водников — работников Енисейского пароходства.

Странное, местами пугающее современное искусство стало мостиком между навсегда ушедшим прошлым и будущим особняка, который должен стать частью «Музейного квартала». А мы благодаря проекту смогли пройти по закрытому объекту и показываем его вам.

Один из фасадов здания выходит на проспект Мира

Здание с внутренним двором занимает целый квартал, поэтому получило двойной адрес — Парижской Коммуны, 22 / Мира, 31. Еще в прошлом году его выбрали для проекта «Археология без лопаты», объявили набор художников, но всё отменилось из-за пандемии. В этом году два музея — художественный имени Сурикова и «Площадь Мира» — совместно с общественниками из «Интерры» (сфера деятельности — альтернативные образовательные процессы. — Прим. ред.) реализовали задуманное. Всё начинается с еле заметных деталей у входа во внутренний дворик.

Мелкий шрифт на табличке «Проход запрещен» заметят только самые внимательные и любопытные

Попасть сюда можно только с экскурсиями, которые проводят два раза в неделю до конца лета. Рассказ о пространстве научный сотрудник музея Сурикова Галина Кивкуцан начинает с истории здания, а она вплотную связана с самой известной и богатой в Красноярске династией Гадаловых. Землю под строение 250 лет назад купил Иван Герасимович Гадалов.

С кем из современных бизнесменов его можно сравнить? Что-то общее есть между ним и владельцем «Норникеля» Владимиром Потаниным (совпадение или нет, но по благотворительной программе последнего всё здесь и происходит. — Прим. ред.). Оба владельцы «заводов, газет и пароходов», меценаты.

Соседнее здание Гадаловых давно отреставрировано и говорит о тонком архитектурном вкусе промышленников

Гадаловы владели золотыми приисками, активно торговали товарами, в том числе импортными, и первыми организовали коммерческое судоходство на Енисее, преодолев Казачинский порог (а точнее, открыв путь для освоения огромных северных территорий, где сейчас господствует «Норникель»). Они же построили в конце улицы пристань для собственного судоходства — у них было восемь современных пароходов и несколько грузовых барж. Сегодня производитель никеля тоже владеет речными портами в Красноярске и других городах.

Со стороны Мира здание не выглядит таким уж заброшенным, местами даже пластиковые окна вставлены. Однако внутри полная разруха. О ней говорит инсталляция с серебряными человечками, сбегающими из особняка по стенам

Товары, привезенные в Красноярск по воде, распределялись по магазинам и кладовым Гадаловых. В здании на Парижской Коммуны ими был занят весь первый этаж, не меньше места было и в каменных подвалах, по которым нас провел главный инженер художественного музея Владимир Харитонов.

В подвалах своды из кирпича выше человеческого роста. Какого хлама тут только нет
Между подвальными секциями колоритные двери в паутине
В подвалах здания были архив и морг больницы водников. Скорее всего, эти полки были с документами

Погреба в гадаловских магазинах были построены каким-то особым технологическим способом, и продукты в них сохранялись длительное время при относительно низкой температуре. Холодно в них и сейчас, хотя на улице далеко за +20.

Другая часть подвала сделана из бутового камня. Идеально для хранения товаров

По информации историков, в прекрасно оформленных гадаловских магазинах было всё: колбасы и окороки, мясо и лососевые балыки, сыры и вина, черешня, абрикосы, персики, груша, яблоки, торты и конфеты. А это еще царское время.

Инженер не исключает, что часть подвалов построена была еще до Гадаловых — ранее на участке был деревянный дом вдовы дьякона

После прогулок по подземельям возвращаемся на улицу. В центре дворика стоит самый заметный арт-объект, который для выставки сделал куратор проекта, художник из Санкт-Петебурга под творческим псевдонимом Грехт.

— Здесь художник пытался показать, как выглядит Красноярск, попытался порассуждать о его архитектуре. Этот несколько монструозный замок он назвал «Замок света» — своеобразный памятник творениям Гадаловых. Эта династия сделала очень много для градостроения Красноярска, многие исторические здания были построены благодаря им. Художник здесь совместил все постройки вместе, получился живой организм. Это замок света, хотя в нем живет множество теней, — говорит Галина Кивкуцан.

Так художник увидел все творения Гадаловых в Красноярске, вместе взятые
Если созданные арт-объекты неторопливо изучить, можно увидеть скрытые художником детали

Весной и осенью в магазинах Гадалова устраивали ярмарочную распродажу продуктов и товаров, снижая их стоимость на 70%, делали постоянные скидки на 20% на товары, отпускаемые на благотворительные цели.

У Гадаловых были большие планы, например, создание синдиката из всех имеющихся активов. А это прииски и рудники, пароходство, торговые дома. Семьей был учрежден даже собственный Торгово-промышленный банк Сибири. Но после революции предпринимателей вместо успеха ждали репрессии от новой власти.

Кристаллы со стекольного завода облепили генералиссимуса

В национализированном особняке сначала сделали военкомат, а потом — больницу водников для работников речного пароходства. Несмотря на почти 80-летнюю историю больницы, информации о ней очень мало. Как рассказали NGS24.RU в ФМБА (больница находится по соседству с заброшкой), Енисейскую клиническую больницу передали их структуре только в 2009 году. Уже тогда она была в аварийном состоянии.

Второй этаж Гадалов построил для сдачи в аренду. До революции здесь работали чиновники губернского управления, после — медики. Здание опустело после пожара 2010 года
Еще один арт-объект в помещении бывшей больницы
Во время «музейной ночи» на одной из стен нарисовали чудищ, среди которых можно узнать Владимира Ленина. Долго считалось, что он был здесь во время ссылки

— В здании были размещены пищеблок и рентгенологический кабинет. В 2010 году здание признали аварийным. В том же году произошел пожар, на тот момент здание уже было законсервировано и не эксплуатировалось. В сентябре 2016 года здание и земельный участок были переданы в государственную собственность Красноярского края, — сообщили в медучреждении.

Именно больнице водников посвящена самая большая и необычная инсталляция во дворе. Ее сделала художница из Красноярска Анастасия Рыбакова при участии The Red Eyes Group.

Мы с экскурсоводом Галиной во внутреннем дворике. Справа — воссозданная художницей больница водников. Пойдемте внутрь!
Один из водников нежится в ванной после рабочего дня
Еще двое — перед телевизором

— Если бы мне в детстве сказали, что в этом здании был госпиталь водников, я бы не поняла ни что такое госпиталь, ни что такое водники. Я бы подумала, что здесь давным-давно был какой-то санаторий для водяных всяких разных мастей. Вот здесь стоит ванна — скорее всего, это место было спальней. Не могут же водники спать в кроватях, ведь им нужна постоянная влажность. Темные коридоры тоже неспроста — глаза водников не приспособлены к яркому свету поверхности, — объясняет Рыбакова.

Наверняка водники сделали для нашего края много добра — иначе зачем оборудовать для них целое здание в центре города? Они наверняка были нашими супергероями, нашим секретным оружием в борьбе со злом, — объясняет Анастасия идею своей инсталляции.

Водники попали даже на плакат по гражданской обороне. Присмотритесь!

Теперь в борьбе за сохранение памятника архитектуры федерального значения героями должны стать либо чиновники, либо бизнесмены, которые найдут деньги на реализацию «Музейного квартала». Когда о нем только заговорили, стоимость оценивалась в 300 миллионов рублей. Сейчас подходят к концу проектно-изыскательские работы. Только на их проведение выделили 20 миллионов рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства