31 июля суббота
СЕЙЧАС +19°С

«Одному жарко, другому холодно — и это одновременно»: как прошел отопительный сезон в этом году

Пять специалистов из разных регионов рассказали, на что жалуются люди

Поделиться

В регионах одинаковые претензии к качеству теплоснабжения, но проблемы везде решают разными способами

В регионах одинаковые претензии к качеству теплоснабжения, но проблемы везде решают разными способами

Поделиться

В мае в Сибири закончился отопительной сезон и сразу же стартовала подготовка к новой зиме. Ежегодно объем ремонтных программ на сетях увеличивается: в России полным ходом идет модернизация всей системы теплоснабжения. Как это влияет на качество и жизненный комфорт обычных людей? Ощутил ли потребитель хоть какие-то изменения в лучшую сторону? Эксперты высказали свое мнение.

«Парадокс: качество повышается, а количество жалоб не уменьшается»

Поделиться

Александр Минин, директор ЖЭУ-2 города Абакана, эксперт ОНФ в Хакасии:

— Говорить о качестве теплоснабжения и его повышении сложно, потому что представления об этом у всех разные. Кому-то всегда жарко, другим холодно, и они просят топить сильнее.

Для исключения «недотопов» и «перетопов» в каждом многоквартирном доме должны быть установлены узлы температурного регулирования, в этом направлении мы двигаемся.

С уверенностью можно говорить о значительном сокращении аварийных ситуаций. Мы не фиксируем порывы на магистральных сетях, на квартальных — единичные. Ресурсоснабжающие организации вложили серьезные средства в модернизацию и надежность системы.

Несмотря на очевидные изменения к лучшему, количество жалоб в период отопительного сезона не сокращается. Причем жалуются одни и те же. В ведении нашей управляющей компании 75 домов. От некоторых годами нет жалоб. А есть дома, от которых обращения поступают регулярно. Это человеческий фактор, мы его учитываем.

Положительные изменения есть, просто рядовому потребителю они, возможно, не очень заметны. Ситуация меняется не только в столице республики — Абакане, но и в других городах, например Черногорске. Нынешнюю зиму там прошли практически без эксцессов.

«Без серьезных финансовых вложений качественных изменений не случится»

Поделиться

Юрий Скворцов, заместитель председателя парламента Кузбасса:

— Теплоснабжение — это услуга, без которой нельзя обойтись. Но если говорить о качестве этой услуги, то поставщик и потребитель подразумевают под этим не одно и то же. Для нас, потребителей, приоритетное значение имеет комфорт.

Ресурсоснабжающая организация же ориентируется не на субъективные ощущения, а на существующий регламент, сроки подачи и отключения тепла. Помимо этого, огромное значение имеют другие факторы: состояние системы теплоснабжения в доме, возраст жилья, качество стен, их утепленность.

Безусловным критерием качества также является безаварийность. За последние годы по этому показателю система теплоснабжения стала на порядок качественнее. У нас больше нет серьезных аварий в зимний период. Теперь можно заниматься модернизацией теплоисточников, внедрением новых технологий, которые сделают теплоснабжение более экологичным и экономичным.

К сожалению, на Кузбассе еще остались примитивные кочегарки в центрах жилых микрорайонов. И тут мы подошли к важному моменту: качество подразумевает вложения. Привлечение инвестиций и дальнейшую модернизацию сдерживают сложности тарифной политики. Мы стараемся работать над решением проблемы.

«Теплоснабжение стало качественнее в части коммуникации с потребителем»

Поделиться

Валерия Лесняк, начальник управления по работе с дебиторской задолженностью Новокузнецкого филиала Сибирской теплосбытовой компании:

— Люди часто воспринимают тепло в квартире и горячую воду в кране как нечто само собой разумеющееся, «социально положенное», за что необязательно платить вовремя. При этом ресурсоснабжающая организация обязана провести ремонты сетей и теплоисточника, вовремя начать отопительный сезон вне зависимости от того, заплатил потребитель за услугу или нет. При таком раскладе сложно говорить о повышении качества.

Если раньше приходилось идти в банк, на почту и там оплачивать квитанции, то сегодня оплатить коммунальные услуги можно в личном кабинете и мобильном приложении. Кстати, погашая задолженность на сайте Сибирской генерирующей компании, вы это делаете без комиссии.

Благодаря дистанционным каналам люди также могут получить ответ на вопросы, не дозваниваясь на горячую линию.

«На качество влияют все, включая конечного потребителя»

Поделиться

Ксения Саргсян, заместитель директора группы компаний «Покровские ворота», Красноярск

— Как сотрудник управляющей компании я знаю, что представление о качестве теплоснабжения у всех разное. Поставщик будет утверждать, что температура соответствует техрегламенту, при этом жители одного и того же дома будут одновременно жаловаться на холод или жару, утепляться или открывать окна. Так что общее представление о качестве выработать невозможно.

При этом все, включая рядовых потребителей, могут влиять на это самое качество. Например, в части минимизации или полного исключения теплопотерь.

Ежегодно представители УК встречаются с жителями «проблемных» домов 1948–1970 годов постройки и рассказывают о состоянии коммуникаций, износе систем, убеждают провести работы для теплосбережения.

В большинстве случаев люди настаивают на спортивной площадке, новых лавочках, качелях. Им не хочется вкладывать деньги в утепление панельных швов, установку межтамбурных теплосберегающих дверей, пластиковых окон, модернизацию внутренних инженерных сетей.

Приходится объяснять, почему в этом году лучше провести теплосберегающие работы. Речь идет не только о повышении качества теплоснабжения, но и о безопасности, возможности сэкономить. Большие потери тепла бьют по карману, а сейчас, когда мы платим по факту потребления, отапливать атмосферу зимой особенно обидно.

«Плачевное состояние в малой энергетике: рост тарифа при снижении качества»

Поделиться

Сергей Войтюк, глава регионального исполкома ОНФ в Алтайском крае:

— Проблема в состоянии системы теплоснабжения. В Алтайском крае был реализован пилотный проект по переводу города Рубцовска, где наблюдалась крайняя степень изношенности сетей и энергетических мощностей, на метод альтернативной котельной. Серьезные инвестиции позволили за два года серьезно модернизировать систему.

Критическая ситуация наблюдается практически во всех населенных пунктах края, поэтому на «альткотельную» последовательно перешли Барнаул и Бийск.

Таким образом, модернизация большой энергетики началась, мы видим снижение аварийности в зимний период, сокращение сроков отключения горячего водоснабжения. Инвестированные миллиарды действительно повысили качество и, что немаловажно, не спровоцировали скачкообразного роста тарифа.

Хуже обстоят дела с малой энергетикой. Особенность нашего региона — высокая доля сельского населения (44%), большое количество муниципальных образований с численностью населения до 2000 человек и много малых теплоснабжающих организаций. Они эксплуатируют инфраструктуру сетей и котельных, построенных в 50–60-е годы прошлого века.

Ужасное состояние инженерных сетей приводит к авариям, но главная проблема — это рост тарифа при снижающемся качестве услуги. В нескольких муниципальных образованиях стоимость гигакалории доходит до 4000 рублей. Для региона, занимающего вторую строчку снизу по уровню доходов населения, это неподъемные суммы.

Для решения проблем малой энергетики нужны другие механизмы. Метод альтернативной котельной не сработает, инвестор не придет, потому что нет объемов, нет потребителей, вложенные средства будут отбиваться десятилетиями. Нужна федеральная программа, государственные инвестиции. Без этого из клинча не выйти, повышения качества не случится.

Новости компаний

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Loading...
Loading...