95-летний Василий Никифорович Башкатов был начальником штаба военной части № 7486 и сегодня ее военнослужащие пришли его поздравить с 75-летием Победы.
Ветеран — один из тех 460 тысяч человек, кто ушел на фронт из Красноярского края. Только половина вернулась домой. Сибиряки были на передовой в решающих и сложных сражениях. Курская битва, оборона Москвы и Сталинграда, битва за Днепр... Сегодня в Красноярске проживают 246 участников, 59 инвалидов Великой Отечественной войны, 124 жителя блокадного Ленинграда, 3477 тружеников тыла.
Василий Никифорович родился в Абанском районе края в 1925 году. Он рано потерял родителей и воспитывался у дяди с тетей. Старшие братья ушли на фронт, а пенсионер зарабатывал на кусок хлеба складированием дров для топки электростанции, которые затем сплавлялись по реке. Вскоре пришла «похоронка» — один из братьев погиб в бою. Василию Никифоровичу также пришлось встать в строй. В день восемнадцатилетия, 2 февраля 1943 года, получил повестку из военкомата и вскоре оказался в рядах 128-го запасного полка, дислоцировавшегося в Ачинске. Здесь в составе учебного минометного батальона изучал устройство тяжелых полковых минометов. После трёхмесячных курсов отличником боевой подготовки, получив звание ефрейтора, отправился на фронт.
После были Курск, Днепр. К тому времени ветерана назначили командиром минометного расчета в 273-й полк 89-й гвардейской дивизии.
— Нам «повезло» — попали в самое пекло. Наш батальон в числе первых должен был форсировать реку, выбить немцев с берега и держаться на занятом плацдарме. По воде переправлялись на подручных средствах. Спиливали телеграфные столбы, сооружали плоты. Все это происходило вечером того же дня, когда мы только прибыли на передовую. Полевой кухни не было. Перекусили картошкой и огурцами, которые нашли в покинутых жителями огородах. А ранним утром начали переправляться. Переправу сопровождала артподготовка, однако немцы долбили по нам очень крепко, вели плотный огонь из орудий и минометов, поливали из пулеметов. Потери наши были огромны. Каким чудом нас не зацепило ни одним снарядом или осколком — бог его знает. Добрались до того берега. Пехота пошла в атаку на немецкие траншеи, мы тут же установили миномет под минимальным углом и открыли огонь. В таком бою у «царицы полей» только на нас надежда и была. Кончился боезапас — карабины наперевес и в бой вместе с пехотой.
Бой был страшный, шел он до глубокой ночи. Немцев удалось отогнать на несколько километров. Заняли ближайшую деревню, только успели окопаться — противник пошел в контратаку. Начался сущий ад. Пятеро суток на ногах без отдыха, без сна, без нормальной пищи. Немцы нас хотели сравнять с землей. Бесконечные налеты. Хорошо запомнилось, как нас бомбили с бреющего полета. Сидишь в окопе, поднимаешь голову и видишь брюхо самолета, а в нем открываются люки и выпускают свой смертоносный груз... Держались, как могли. Наконец подошло подкрепление, и мы снова начали наступать. Наладилось снабжение, мы перестали воевать в рядах пехоты, вернулись к своему прямому предназначению... — приводят рассказ ветерана на сайте «Единой России».
Другие воспоминания ветеранов и их родных о тяжелом времени можно найти в материалах нашей рубрики «Фронтовой инстаграм».