Город Город, который не видно: можно ли спасти Красноярск от едких выбросов

Город, который не видно: можно ли спасти Красноярск от едких выбросов

Одна из причин «апокалипсиса» — изменение климата в среднесибирской полосе России

В 2018 году Красноярск вошел в число городов России с самой неблагоприятной ситуацией в области экологии
Источник:

Красноярск пережил очередной «апокалипсис» — режим неблагоприятных метеорологических условий, или, как его привыкли называть красноярцы, режим «черного неба». Несколько дней город жил, накрытый ядовитой желтой дымкой, как одеялом. Пострадал даже всегда экологически чистый Академгородок. Жители жаловались, что в некогда идеальном в этом смысле районе воздух буквально можно увидеть. Концентрация вредных веществ в атмосфере была настолько высокой, что Красноярск вошел в тройку самых грязных городов мира, потеснив с «пьедестала» столицу Бангладеш город Дакка и индийский Дели. Почему в Красноярске нечем дышать и можно ли изменить ситуацию? Попытаемся разобраться.

Изменение климата и «Чистое небо»


Одна из причин — изменение климата в среднесибирской полосе России. По данным томских ученых, в Сибири в последние годы наблюдается увеличение числа дней с антициклональной погодой. То есть безветренных ясных дней становится все больше. Отсутствие ветра и осадков сказывается на экологической ситуации в Красноярске самым неблагоприятным образом. Географически наш город находится в низине, окруженной горной грядой. Поэтому в безветренную погоду Красноярск накрывает инверсионным облаком, в парах которого задерживаются вредные выбросы от предприятий промышленности и теплоэнергетики, а также работы транспорта. И чем дольше длится штиль, тем длиннее период «черного неба» над Красноярском. Если в 2013 году город прожил в режиме НМУ в целом 27 дней, то в 2014 — 40 дней, в 2015 году — уже 70 дней, в 2016-м чуть меньше — 61 день, в 2017-м этот период снизился до 43 дней, но это все равно много, чтобы говорить об улучшении экологической обстановки.

В 2018 году Красноярск вошел в число городов России с самой неблагоприятной ситуацией в области экологии, для которых был разработан федеральный проект «Чистый воздух». Он включает в себя ряд мер, предполагающих модернизацию всех отраслей экономики и социальной жизни, которые так или иначе влияют на качество воздуха в Красноярске. Согласно концепции проекта, через несколько лет уровень загрязнения в городе должен существенно снизиться.

К слову, в 2019 году официально период НМУ составил лишь 9 дней. Впрочем, общественные активисты утверждают, что это нельзя считать результатом реализации экопрограммы, поскольку власти просто перестали объявлять «черное небо» в ситуации не очень заметных выбросов.

Парящий Енисей, и как его заморозить


Источник:

Незамерзающий Енисей, по мнению научного сообщества, является еще одной причиной нависающего над городом инверсионного облака. Над «теплой» рекой возникает восходящее течение. Атмосфера над рекой устремляется вверх, увлекая за собой воздух с правого и левого берегов. Однако на высоте 100–200 метров поднимающуюся массу встречает слой инверсии, который не позволяет воздуху продолжать движение вверх. Начинает действовать отрицательная сила плавучести, воздух перемещается горизонтально, а потом и вовсе вниз. В результате такого кругового движения образуются области, в которых перемещения воздушных масс нет вообще. Там-то и концентрируются вредные выбросы.

Существует любопытный проект, который, по оценкам ученых, способен решить проблему движения воздушных масс над Енисеем. Это проект заморозки Енисея. По мнению автора проекта, заместителя директора новосибирского Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Виктора Суслова, чтобы заморозить Енисей, необходимо около 1 миллиарда рублей. Идея состоит в том, чтобы подавать на агрегаты Красноярской ГЭС воду с поверхности водохранилища, а не из его глубинных слоев. Летом эта вода — самая теплая, а зимой — самая холодная. Для этого предлагается «подвесить» перед водозабором плотины специальный экран, закрепленный на нескольких баржах, который будет выполнять роль водозабора. Однако проектную работу на эту тему не выполняли, поэтому техническая реализуемость идеи не ясна.

Спасет ли метро от автомобильных выбросов?


Источник:

Согласно официальным данным мэрии Красноярска, 43% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города приходится на автомобильный транспорт. А в целом по краю, как отмечается в докладе «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2018 году», доля выбросов от автотранспорта составляет 12,7%. При этом количество автомобилей в Красноярске продолжает расти. По данным УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю количество различных видов автомобильного транспорта в Красноярске в 2019 г. составило 425 422 единицы. Для сравнения: в 2016 году эта цифра составляла 408 тысяч единиц.

По мнению экспертов, улучшения ситуации с выбросами технологически можно достичь повышением уровня чистоты топлива, переходом на более современные двигатели и модели. В городе нужны и управленческие меры: требуется усилить контроль на дорогах, запретить проезд грузового транспорта по центральным улицам, штрафовать водителей сильно дымящих автомобилей. Поможет и развитие электротранспорта. Конечно, еще одна большая беда, которая влияет на загрязненность атмосферы выхлопами, — это пробки.

Строительство Николаевского моста и новых развязок на Копылова, Северном шоссе, Брянской частично улучшили дорожную ситуацию, однако количество транспорта в Красноярске растет гораздо более скоростными темпами, нежели меняется транспортная логистика.

Метрополитен — одно из решений транспортной проблемы в Красноярске. Летом прошлого года к проекту метро вновь вернулись, было решено его доработать с учетом всех требований. Глава правительства края Юрий Лапшин отметил, что в 2019 году Красноярск стал единственным городом России, за исключением Москвы и Петербурга, который получил господдержку на строительство подземных магистралей.

Способствуют ли новые технологии сокращению «углеродного следа»?


Источник:

Безусловно, серьезная доля в общем объеме вредных выбросов в атмосферу города приходится на предприятия промышленности, металлургии и тепловой энергетики. По некоторым оценкам, совокупная доля выбросов составляет 56%. При этом чуть более 30% приходится на предприятия металлургии, 22% — на теплоэнергетику, оставшаяся доля — на предприятия других отраслей промышленности. При этом промышленные и металлургические предприятия в городе работают в режиме так называемых «временно согласованных выбросов». Это означает, что власть определяет лимиты выбросов для таких предприятий, поскольку сами они по объективным причинам не могут достичь предельно допустимых значений.

Программа модернизации металлургических предприятий состоит из двух этапов. В первую очередь это внедрение нового типа укрытий электролизеров и двухступенчатой газоочистки (сухой и мокрой). Подобная газоочистка (в том числе и от серы) не делается ни на одном алюминиевом заводе в мире. В итоге объём валовых выбросов с 92 тысяч тонн в 2005 году сократился до 56 тысяч тонн в 2014 году. Сегодня эта цифра составляет уже около 50 тысяч тонн. Второй этап модернизации призван наиболее вредные компоненты выбросов сократить практически до нуля: в четыре раза фтористый водород, в пять раз — бензопирен. Суть в том, что углеродный анод заменяется полиметаллическим, а значит, полностью исключается выброс углерода. Сокращение «углеродного следа» — это достижение в области охраны окружающей среды мирового уровня. Прямые и косвенные энергетические выбросы углерода на предприятиях металлургии уже составляют менее 4 тонн на тонну произведенного алюминия. Это в три раза меньше, чем в среднем в мире — как правило, значение «углеродного следа» составляет около 12 тонн. Технология даст принципиальную возможность сделать металлургические предприятия города и края экологически нейтральными к 2021 году.

Угольная генерация: котельные 2.0


Исследования красноярских экологов свидетельствуют, что из всех предприятий теплоэнергетики больше вреда атмосфере приносят морально и материально устаревшие небольшие ведомственные и муниципальные котельные с низкими трубами, где системы очистки или обветшали или совсем отсутствуют. Такие котельные зачастую отапливают либо сами предприятия, либо пару кварталов. Однако вреда приносят много из-за низкой высоты труб и отсутствия или несовершенства систем очистки выбросов.

В последние годы Сибирская генерирующая компания реализует программу перекладки сетей для замещения неэкологичных, низковысотных источников. Уже замещено семь котельных, что почти в два раза сократило выбросы неэкологичных источников. По федеральной программе «Чистый воздух» планируется замещение еще 28, из них две — в 2020 году, это котельные КрасТЭК, которые находятся в Октябрьском районе Красноярска.

Что касается самой старой теплоцентрали города — ТЭЦ-1, ее модернизация началась два года назад. В 2019 году здесь построена труба высотой 275 метров, и в скором времени будут снесены трубы высотой 105 и 120 метров, на месте которых установят новые электрофильтры с эффективностью очистки от пыли 99%. К проектированию и строительству электрофильтров в СГК пообещали приступить уже в этом году. Кстати, такие же установки уже есть на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3.

Печное отопление vs электробойлер


Стационарные источники выбросов в частном секторе — еще одна из причин, которую экологи не сбрасывают со счетов. Результаты исследования показали, что печное отопление влияет на формирование в воздухе концентраций по оксиду углерода и бензопирену (канцероген первого класса опасности, приводит к онкологическим заболеваниям и мутациям). По данным красноярских «зеленых», объем выбросов от печного отопления и незарегистрированных автономных источников тепла — около 2,3% (или порядка 4,5 тыс. тонн в год) от всех валовых выбросов в атмосферу Красноярска. Если учитывать, что из около 13 тысяч домохозяйств частного сектора в Красноярске, которые отапливаются печками, 7300 домов «топится» только на угле, легко можно подсчитать урон экологии города от частных печей. Во время НМУ красноярцы часто жалуются на угольный запах — результат недожога топлива, который часто случается в печах домохозяйств и мелких котельных с недостаточно мощным оборудованием.

Решить проблему можно двумя способами. Во-первых, постепенно сносить ветхое аварийное жилье и переселять жителей в многоквартирные дома. Согласно краевой программе переселения к 2025 году планируется ликвидировать больше 320 тысяч квадратных метров аварийного жилищного фонда и переселить около 20 тысяч человек.

Во-вторых, оптимальным решением для частных домохозяйств может стать замена вида топлива. По мнению экспертов, полный отказ от сжигания угля и дров и переход на отопление с помощью электроэнергии с субсидиями тарифа частному сектору может значительно улучшить ситуацию с выбросами в городе. Можно снизить концентрацию вредных продуктов горения, если использовать вместо дров или угля — буроугольный полукокс в брикетах, который имеет калорийность в два раза больше обычного угля и при этом горит вообще без дыма.

Точечная застройка — не на высоте


Точечная застройка и высотность зданий привели к тому, что многоэтажки снижают способность окружающей среды рассеивать выбросы. Красноярские и новосибирские ученые еще в 2016 году выявили, что направление и скорость ветра в пределах городской черты зависят не только от погоды и природного рельефа, но и от типа городской застройки. Многоэтажки изменяют не только силу ветра, но и его направление. В результате исследований выяснилось, что почти повсеместно количество безветренных дней в разных районах города увеличилось в три раза в сравнении с данными загородной контрольной станции.

Исправить уже сложившуюся ситуацию крайне сложно — не будешь же сносить многоэтажки. Однако можно иметь в виду экологический фактор при строительстве новых районов.

Вырубка деревьев


Источник:

Наибольшую тревогу вызывает постепенное исчезновение «легких» города — лесного массива в Академгородке. Николаевская сопка вырублена практически полностью, сосняк в Октябрьском районе, когда-то считавшийся экологически чистым, начал болеть и чахнуть. Теперь не существует преимущества одного городского района перед другим, ветер поворачивает в разные стороны и приносит загрязняющие вещества. Поэтому жители Академгородка сегодня так же не застрахованы от «черного неба», как и жители Северного.

Впрочем, стоит отметить, что сегодня при планировании новых районов строители обязаны запланировать озеленение. К примеру, при проектировании микрорайона в районе Плодово-ягодной станции застройщик запланировал в качестве компенсации за вырубки высадить новые деревья с коэффициентам 1:1,5. Более того, подрядчик гарантирует, что если в течение двух лет с саженцами что-то произойдет, то такие же будут высажены повторно.

В целом озеленение Красноярска в 2020 году будут проводить по новым стандартам. По данным пресс-службы городской администрации, на эти цели направляется 9 миллионов рублей. Компенсационные посадки необходимо будет вести в том же районе, где были срублены старые деревья, а высаживать можно только подросшие деревья, достигшие высоты трех метров.

«Зеленые» кампании регулярно проводят и крупные городские предприятия. К примеру, экомарафоны СГК, в которых участвуют красноярцы, уже стали традицией в городе. Волонтеры «Зеленой дружины» СГК несколько раз в год высаживают деревья, создавая новые парки и скверы. Всего по итогу 4 лет работы дружинники высадили 4,5 тысячи деревьев. Подобную работу проводят и предприятия металлургии. Акция «Сиреневый день» и конкурс «Зеленая волна» позволяют красноярцам реализовать свои идеи по озеленению и благоустройству локальных городских пространств — парков, скверов, аллей, бульваров, улиц, дворов и открытых площадок.

Город-миллионник или город-«призрак»?


Так есть ли будущее у Красноярска? Многие выражают пессимистичную точку зрения и призывают уезжать из города немедленно — соцсети в последнее время буквально «взрываются» от подобных заявлений. Однако большинство горожан настроены оптимистично или им попросту некуда ехать. Подождем до окончания 2024 года. Именно тогда завершится федеральный экопроект «Чистый воздух», и можно будет говорить о результатах.

Новости компаний.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Сваливать на горожан, бизнес, волю божью — что-то инфантильное»: экс-журналистка раскритиковала новогоднюю иллюминацию в Красноярске
Анонимное мнение
Мнение
«Не спонсируйте издевательства над животными»: красноярская журналистка в ярости от танцев со змеями перед Новым годом
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Рекомендуем
Знакомства
Объявления