В течение месяца ученики 8–10-х классов красноярских школ готовили индивидуальные проекты по нескольким направлениям программирования и 3D-моделирования. В минувшие выходные выпускники защищали свои изобретения перед членами жюри, куда входили авторитетные ученые и преподаватели вузов, а также организаторы проекта «Ученые будущего» — представители Сибирской генерирующей компании и интерактивного музея науки «Ньютон-парк».
Занятия проходили три раза в неделю в «Ньютон-парке». В этот раз с помощью современных технологий ребята решали не абстрактные, а вполне насущные бытовые вопросы. К примеру, создали, автоматическую кормушку для рыб, электронный дневник, в который можно добавить домашнее задание, оценки и расписание, стабилизаторы для камеры, интерактивные сувениры для туристической отрасли и даже автоматическую систему полива растений, которую можно применять как дома, так и на даче. Еще одно необычное изобретение — система безопасности с ультразвуковыми датчиками. Она выдает сигналы, когда кто-то стучит в дверь, определяет движение в комнатах и отправляет сигнал на смартфон.
— Важно, чтобы школьники видели, что их проекты могут быть применены в жизни. Это помогает поддерживать высокий уровень мотивации у ребят, им хочется дальше продолжать творить и создавать что-то новое, — уверен директор школы «Ученые будущего» Иван Тимофеенко. — Проекту уже два года. За это время сформировалось позитивное и активное сообщество школьников, которые дружат, поддерживают друг друга, делятся опытом и знаниями, рассказывают друг другу о новых возможностях и конкурсах, делают совместные проекты.
Помогают создавать свои изобретения ребятам наставники из «Ньютон-парка» и молодые аспиранты университетов. При этом работают подростки в формате Maker Space. Это современная форма нестандартного обучения школьников, популярная в Европе, США, Канаде. Для ребят создаются специальные условия креативных мастерских, где подростки выходят за рамки школьных форматов образования. Их погружают в программирование для создания своих hi-tech-проектов, помогают пройти весь путь ученого — от формирования идеи до создания готового изделия. Кроме того, важно «прокачать» еще один навык — умение презентовать свою разработку.
— Этап публичной защиты для нас является обязательным, потому что в современном мире, чтобы новаторская идея была реализована, ее необходимо правильно преподнести. Умение рассказать о своем проекте, убедить в его полезности — это тот навык, который в числе прочих необходим сегодня изобретателю, — уверена заместитель директора Красноярского филиала Сибирской генерирующей компании Анастасия Дьякова.
Чтобы попасть в модуль Maker Space образовательного проекта «Ученые будущего», школьники проходили отборочные испытания по программированию, электронике и моделированию. Впрочем, некоторые ребята по разным причинам присоединились к потоку чуть позже, но, как сами говорят, уверены в своих силах.
— У меня была всего неделя на разработку своего проекта, — делится девятиклассник Никита Назаров. Он смоделировал интерактивный сувенир и предложил его разработку как бизнес-модель.
— Дело в том, что я в прошлом году проходил обучение в школе «Ученые будущего» и теоретическая подготовка уже есть. Поэтому присоединился к группе на этапе проектной работы. При 3D-печати самым сложным было изготовление мелких букв. Последнюю из них я сделал буквально сегодня утром, поторопился — и вышло несколько криво, — делится юноша.
Однако несмотря на неточности и огрехи, сувениры «Душа и сила Сибири» и «Лучшему учителю» очень впечатлили членов жюри. А мобильное приложение с QR-кодом, которое юный изобретатель создал в помощь будущим заказчикам, покорили даже самых скептически настроенных из них. К слову, изобретением Никиты уже заинтересовались туристические компании Красноярска. Юноша уверен, что скоро сможет монетизировать свою разработку.
А вот десятиклассница Анастасия Никифорова настроена продвигать свой проект не столько в бизнесе, сколько в науке. Ее изобретение «Смарт-куб» призвано значительно облегчить жизнь школьникам на уроках черчения. Девушка призналась, что сама испытывала затруднения с абстрактным видением нестандартных геометрических фигур. Оттого и родилась идея создания разборного куба, который помогал бы увидеть разные фигуры на практике. Юная изобретательница уже получила письмо-поддержку от одного из преподавателей по черчению, где говорится о необходимости внедрения этой разработки в учебный процесс. Кроме того, проект Анастасии заинтересовал представителей программного комитета VII Всероссийской международной научно-методической конференции «Информационные технологии в математике и математическом образовании». Девушке предложили выступить на конференции с докладом.
— Однажды я приезжала в качестве волонтера к людям с ограниченными возможностями по зрению. И я заметила, с каким удовольствием они разбирали какие-то детальки, трогали мелкие игрушки. Пришла мысль, что было бы интересно создать что-то такое, чтобы люди не только могли тактильно изучать предметы, но и чтобы это служило головоломкой, образовывало. Кроме того, так как я сама третий год занимаюсь черчением, то почувствовала нужду в такой конструкции, из которой можно собрать любое аксонометрическое изделие, — рассказывает Анастасия.
По оценкам членов жюри, сегодняшние выпускники образовательного модуля школы «Ученые будущего» отличаются от своих коллег прошлого года тем, что более подкованы в вопросах рынка и конкурентоспособности своих проектов.
— Несмотря на то что ребята сделали продукт, который зачастую не до конца готов, они уже понимают, зачем они его вообще делают, — считает преподаватель школы «Учёные будущего», начальник центра инновационного консалтинга Сибирского федерального университета Михаил Рыбков. — В этом году они должны были не только реализовать идею, но и провести маркетинговое исследование: изучить конкурентов, возможности сбыта, рентабельность своего изобретения. Чтобы уже сейчас они осознавали, что их проекты могут быть востребованны в реальной жизни. Мне как специалисту, работающему с инновациями, умение оценить рыночную жизнеспособность идеи очень важно.
Следующий поток модуля Maker Space уже сформирован. Всего на участие в двух сменах заявки подали свыше 200 участников.