Сегодня состоялась церемония прощания с Павлом Федирко (13 сентября 1932 года — 9 августа 2019 года) в Большом зале Красноярской краевой филармонии. Он вошел в историю Красноярского края как человек, при котором наш регион совершил экономическое чудо. На церемонию прощания пришло более 2 тысяч человек. Там же губернатор Александр Усс объявил о том, что Октябрьский мост назовут в его честь. Похоронили Павла Федирко на Аллее Славы на Бадалыкском кладбище.
На церемонии NGS24.RU решил узнать, каким Павла Федирко запомнили коллеги и друзья.
Николай Сорокин, работал в команде Павла Федирко
— С виду он был очень волевым, жестким, а в жизни — очень добрым. Уважал людей. Когда человек уходил на другую работу, он всегда помогал трудоустроиться. Ему была не безразлична дальнейшая судьба человека.
Когда он проводил совещания по любой сфере и в конце ставил задачи, такое ощущение, что он там только и занимался этой областью. Всегда ставил вопрос на перспективу.
По его решению были построены обходные дороги, он еще тогда говорил, что через 10–15 лет город будет в пробках. Был очень дальновидным человеком.
Аркадий Зинов, министр культуры Красноярского края
— При нем появились все знаковые учреждения культуры в нашем городе: БКЗ, театр оперы и балета и многие другие. До сих пор культура основывается на открытых при нем организациях. Большая часть работников культуры — выпускники основанных им учебных заведений.
Олег Пащенко, экс-депутат Законодательного собрания Красноярского края
— Помню один случай. Мне тогда только дали квартиру в центре города. И я бегу на работу рано утром, вокруг нет ни души. И вдруг навстречу идет статный, высокий мужчина. Так испугался, думаю: «Это же Федирко», и главное — некуда спрятаться. Иду с серьезным видом, и руку протягивать неудобно, он так покосился на меня, а глаза добрые-добрые, хотя в легендах он был суровым. А он протягивает мне руку сам и так по-отечески говорит: «С добрым утром».
И только вот недавно, на его 85-летии, нам снова удалось столкнуться в жизни, так-то мы с ним только по телефону разговаривали, уже 40 лет прошло с первой встречи. Он взял мою руку и начал гладить. В нем было столько человеческого. Он умел ласково относиться к людям, притом что на работе был очень строгим человеком. Несравненный наставник и руководитель.
Всеволод Севастьянов, экс-депутат Законодательного собрания Красноярского края
— Павел умел видеть, прогнозировать и организовывать. Меня особо удивляла его уникальная способность объяснить в Москве необходимость размещения тех или иных объектов для Сибири и страны в целом. Требовательный руководитель. Я всего лишь один раз за жизнь услышал от него похвалу — и то когда проработал всего 2 месяца и ничего еще не сделал, после этого ни разу не услышал. Если ты хорошо делаешь свое дело, то и комментарии не нужны. Он брал к себе людей, если понимал, что человек потенциально интересен в практическом плане.
С друзьями он был человеком закрытым, не любил компанейский вид отдыха. Кстати, никогда не ездил на лифте — не только по причине физкультуры, он просто не тратил время. Был очень пунктуальным человеком. Если совещание начиналось в 2, то он никогда не приходил позже.
Александр Коропачинский, генеральный директор «СМ.Сити»
— Павел Стефанович был уникальным явлением в границах всего Советского Союза. Когда он стал секретарем крайкома, я уже был достаточно взрослым. И все последующие явления, которые произошли при нем, были очень впечатляющими.
Владимир Замышляев, писатель, журналист, профессор СибГУ им. Решетнева
— Я работал в его команде, заведовал отделом культуры Красноярского крайкома КПСС. Вся эта грандиозная программа создания культурного комплекса создавалась при нашем участии. Период его руководства — период возрождения. Ни одна республика, ни один край не удостоился постановления о комплексном развитии сил производительности Красноярского края, в том числе культуры.
Он был человеком волевым, настойчивым. Ему удавалось в Москве, в высших партийных органах проталкивать выдающиеся проекты. Все знали о Красноярском крае, до 60-го года Красноярск вообще был в черном списке, а потом этот взлет.
Леонид Бердников, заслуженный деятель культуры, бывший директор городской библиотеки им. Горького
— Я ему благодарен за то, что было обращено внимание на культуру, если говорить о делах государственных. Конечно, кто-то им недоволен, а кто-то его любит. Есть те, кого он обидел. Павел Стефанович — это такая машина, которая ломала людей и судьбы других, об этом тоже можно говорить не стесняясь.
Валерий Ревкуц, экс-депутат Городского совета Красноярска
— Я начал дружить с ним в 90-х годах, когда развалился Советский Союз. Пришел к нему домой и предложил несколько проектов, которые мы реализовывали в Москве. И с этого времени мы поддерживали не официальные отношения, как секретарь краевого комитета партии и секретарь райкома партии, а дружеские. Он был настоящим другом, который был готов пожертвовать собой ради другого. Он бывал у нас дома, мы ездили на Красноярское море. Обладал великолепной памятью, эрудицией, обязательностью. Никуда никогда не опаздывал, это была особая манера поведения. И неслучайно сегодня до сих пор все люди испытывают к нему уважение.