Красноярцы давно привыкли к тому, что оплатить любую услугу банковской картой или снять наличные не составляет никакого труда. Достаточно лишь открыть соответствующее приложение на смартфоне или дойти до ближайшего банкомата. Однако в нашем крае все еще есть территории, где, чтобы совершить все эти действия, нужно преодолеть десятки километров: в селах попросту нет ни филиалов банков, ни банкоматов. Чтобы финансовые услуги были доступны жителям таких территорий, Сбербанк разработал проект, согласно которому в селах региона появились банковские платежные агенты — магазины, где в кассе можно снять наличные.
Красноярский край — лидер среди регионов России, где стартовал пилотный проект Сбербанка. В нем уже участвуют 26 населенных пунктов, а к концу года их станет больше ста. Это именно те села, где до сегодняшнего дня получить банковскую услугу было невозможно. Согласно проекту, в торговых точках таких населенных пунктов устанавливаются терминальные устройства, с помощью которых можно не только рассчитаться картой, но и получить наличные. Теперь каждый житель отдаленного села, где есть точки с такими терминалами, сможет снять в сутки от 100 до 5000 рублей. Как говорят организаторы проекта, суточный лимит в 5 тысяч рублей — это достаточная сумма, чтобы воспользоваться услугами, на которые нужны наличные деньги. Однако по итогам года, возможно, будет рассматриваться вопрос об увеличении суточного лимита.
— От реализации этого проекта выигрывают все: и жители, и предприниматели, и власти, и банк, — убежден управляющий Красноярским отделением ПАО Сбербанк Дмитрий Солнцев. — Мы рассчитываем, что новый сервис повысит уровень доступности наших услуг для жителей отдаленных населенных пунктов. Чтобы снять наличные, им больше не придется выезжать в районный центр. В перспективе до конца года планируем внедрение возможности по оплате коммунальных услуг и других банковских услуг. Проект выгоден и для предпринимателей, занимающихся торговлей. Они смогут увеличить поток клиентов и, как результат, прибыль.
Банк не только предоставляет сервис, с помощью которого предприниматели могут оказывать услугу по безналичной оплате товаров и выдаче наличных, но и платит комиссию предпринимателю за снятие денежных средств — 0,5% от операции. Таким образом, чем больше клиентов снимают наличные, тем больше прибыль у предпринимателя.
— Эта программа заработала в Красноярске с марта, я подключилась к ней в мае, — рассказывает индивидуальный предприниматель Екатерина Феданкова.
Ее магазин в селе Частоостровском Емельяновского района одним из первых был оборудован терминалом. Сегодня здесь проводится три-четыре операции по снятию наличных в день. Снимают, как правило, небольшие суммы — в пределах тысячи рублей.
— Сейчас очень много средств проходит через терминалы, и, по договору эквайринга, мы перечисляем банку комиссию. Для банка она стандартная и зависит от оборота предприятия — в среднем это 1%. Подключившись к пилотному проекту, мы существенно снизили расходы. Люди, конечно, тоже рады, потому что у нас в селе снять наличные деньги было абсолютно негде, — говорит Екатерина.
— Для села это большая поддержка, — подтверждает глава Частоостровского сельсовета Елена Довыденко. — Во-первых, это способствует развитию предпринимательства, во-вторых, услуги банка стали доступны. Раньше, чтобы снять наличные, нам приходилось ездить в Красноярск и в Емельяново Это пока первая точка у нас в селе, но думаю, что многие предприниматели заинтересуются.
Ключевое условие для предпринимателя, чтобы попасть в эту программу: переход на УСН и доступ в интернет.
К слову, для банка от реализации такого проекта — тоже масса плюсов. Установить терминал в десятки раз эффективнее, чем банкомат или тем более филиал. Во-первых, банкоматы и филиалы нужно раз в два-три дня инкассировать — а это расходы на работу бригады инкассаторов на удаленных маршрутах, на зарплату сотрудников филиалов. Во-вторых, приобретение и содержание самих банкоматов тоже очень дорого. А в третьих, во многих населенных пунктах установить банкомат невозможно технически.