Использование отходов производства для развития других отраслей — тема, которой во всем мире уделяют пристальное внимание. Основная задача — организовать «закольцованный» производственный цикл, который не будет наносить вреда окружающей среде. Достаточно перспективная в этом смысле отрасль — теплоэнергетика. Зола и шлак, которые остаются в процессе работы ТЭЦ, хранятся на специальных отвалах. И несмотря на то что золошлаковые отходы относятся к пятому классу опасности (то есть практически безопасны), они берут своим количеством.
По данным экспертов, в России действуют более 170 теплоэлектростанций на угольном топливе. В их отвалах уже накоплено около 1,5 млрд тонн золошлаковых отходов (ЗШО). Они занимают огромные территории — суммарно по стране эта площадь около 28 тысяч гектаров, и эти цифры с каждым годом растут. По прогнозу, к 2030 году объем золошлаков может превысить 2 млрд тонн. Немалая часть золоотвалов из-за роста городов оказалась в районах жилой застройки.
Что касается Красноярска, то на трех городских ТЭЦ ежегодно образуется до 300 тысяч тонн золошлаков. Это целые поля золы и шлака, которые представляют собой хоть и неопасный, но совершенно бесполезный и унылый ландшафт. Из-за нехватки земель золоотвалы часто растут ввысь — наращиваются новые дамбы, а это влечет дополнительные проблемы с их содержанием.
А ведь во всем мире такие отходы уже давно используют в строительстве зданий и автодорог, производстве удобрений и стройматериалов, а также в рекультивации нарушенных земель — например отработавших карьеров. В нашей стране процент использования золошлаков в рекультивации земель до сих пор очень низкий — не больше 10%. В то время как в Европе доля использования отходов от производства теплоэнергии достигает 80%. Интересен пример Германии, где по сей день около 40% электроэнергии производится с помощью сжигания угля, но на ее территории нет золоотвалов.
В Индии законом регламентировано обязательное использование до 25 процентов золошлаковых отходов в производстве кирпича, блоков и плитки на предприятиях, расположенных в радиусе до 100 километров от конкретной ТЭЦ, и обязательное использование золы в качестве основного материала при выполнении насыпей во всех дорожных работах.
В Европе, Китае и США золошлаковые отходы используются в основном в строительстве — в частности, в производстве силикатного кирпича. Причем опыт Китая в этом плане можно признать передовым. Это обусловлено прежде всего большой долей угля в энергетике КНР — 68%.
Применение золошлаков в строительстве не только экономит природные ресурсы и сохраняет окружающую среду, но и существенно повышает качество материалов, снижает себестоимость их производства, повышает долговечность эксплуатации, например, автомобильных дорог.
Сегодня с применением золы и шлака построена скоростная дорога Эйзенхауэр в Чикаго, башня Пикассо в Мадриде, башня Коммерцбанка во Франкфурте, дамба Пулорен во Франции, тоннель под Ла-Маншем, соединяющий Францию и Великобританию, и даже знаменитая Бурдж Халифа в Дубаи в ОАЭ.
В России тема рекультивации земель с помощью золы и шлака сегодня только набирает обороты. Одним из флагманов этого движения является Сибирская генерирующая компания. В Новокузнецке золошлаковыми материалами СГК рекультивирует нарушенные земли от деятельности разреза. На территории Беловской ГРЭС существует завод по переработке легкой фракции золы уноса в алюмосиликатную микросферу. В прошлом году золошлаковые материалы стали применяться и в Красноярске — для засыпки отработанных карьеров в Березовском районе.
— Мы получаем золошлаковые материалы (ЗШМ) из золошлаковых отходов по технологии, которая прошла государственную экологическую экспертизу, — рассказывает заместитель директора Краснояского филиала СГК Анастасия Дьякова. — Полученные материалы могут использоваться в рекультивации карьеров при восстановлении нарушенных земель. ЗШМ передаются для засыпки карьера, а дальше собственник этой территории отсыпает слой плодородной земли — и местность восстановлена. В окрестностях Красноярска и даже в черте города — десятки опустошенных карьеров, для заполнения которых можно применять золошлаковые материалы. Рециклинг — одна из наиболее перспективных и правильных тем, если мы говорим про экологию. Три года мы поддерживаем проекты общественной организации «Зеленая дружина», связанные со сбором и переработкой батареек, макулатуры, пластика, но и на производстве СГК видит возможности для использования отходов.
В начале 2017 года все тепловые станции СГК в Красноярском крае получили положительное заключение государственной экологической экспертизы на техническую документацию по изготовлению золошлаковых материалов (ЗШМ). Все пробы золы и шлака, использующиеся для производства материалов, прошли лабораторные исследования: на содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов, бензапирена, а также микробиологическую, агрохимическую и радиологическую экспертизу. Безопасность материалов подтверждена аккредитованными лабораториями.
— На каждую конкретную партию полученного материала составляется паспорт соответствия качества продукции, — утверждает директор красноярской ТЭЦ-1 СГК Сергей Бородулин.
В планах компании — наращивать объемы реализации ЗШМ потребителям. Но ситуация осложняется отсутствием отлаженного законодательного регулирования. Сегодня реально работающих законов по использованию золошлаков просто нет. Теплоэнергетики надеются на законопроект, подготовленный Министерством энергетики, который стимулирует использование ЗШО для ликвидации горных выработок.