С 1 января в Красноярске стартовала мусорная реформа. Теперь за вывоз мусора приходится платить не 2–3 рубля с квадрата квартиры, а по числу прописанных — 79 рублей тем, кто живет на левом берегу, 89 — кто живет на правом. За вывоз мусора теперь отвечают специально отобранные операторы.
В начале декабря чиновники и депутаты заявляли, что за каждого прописанного придется платить свыше 100 рублей. В конце месяца стало известно, что жители левого берега должны платить 79 рублей, а жители правого берега — 89 рублей. В январе чиновники тайно изменили тариф.
Уже в январские каникулы город утонул в грудах мусора. Чиновники строго приказывали навести порядок за 2 дня. Но так этого и не добились. Город продолжает утопать в мусоре и сейчас. На 13-й день реформы помойки не разгребают даже в домах рядом с мэрией.
Разъяренные красноярцы пришли требовать у мэра Сергея Ерёмина отмены реформы, но он к ним так и не пришел. 17 января депутаты городского совета Красноярска решили устроить большое заседание по поводу ситуации с мусором. На него позвали всех ответственных за вывоз мусора, а также высокопоставленных чиновников краевого правительства. Мы решили в режиме реального времени рассказывать, что сейчас происходит в стенах горсовета.
На входе в совет депутатов уже дежурят недовольные горожане.
— Город к реформе не готов. Станичная на правом берегу тонет в мусоре, — говорит жительница Красноярска Ксения.
Внутри зал заседаний забит. Выступает заместитель мэра Владислав Логинов. Признается, что на заваленные мусором дворы поступило 700 жалоб. Недовольные горожане писали даже в инстаграм мэра.
Логинов напоминает, что ответственные за вывоз мусора выбирались на конкурсе.
В большом интервью общественник Роман Казаков говорил, что сам конкурс выглядел как некий сговор.
Логинов напомнил, что за левый берег отвечает «Красноярская рециклинговая компания» (КРК). За правый РостТех.
КРК по итогам конкурса рассчитывает за 10 лет работы с мусором на левом берегу получить 14 миллиардов выручки. Однако Логинов открыто заявил, что у компании техники не хватает. Поэтому частной компании помогает муниципальная техника.
После Логинова выступают ответственные из районов. Все чиновники из районов правого берега отвечают одинаково: проблемы решаются, ситуация под контролем.
Представители левобережных районов жестко критикуют ответственного за вывоз мусора:
— Нет связи с компанией. Нужно, чтобы они давали объективные данные о своих планах по уборке, выходе техники. График уборки не соблюдается. Жители вынуждены выбрасывать мусор.
— Мы могли только собрать мусор, скучковать, сложить. А вывоз собранного мусора отстает от графика на 5 дней. Мы нагружаем дворников убирать мусор, хотя это в их обязанность не входит, — жалуется директор ООО УК «ЖСК» Наталья Жавнова.
Начинается самое интересное — отчет глав компаний, ответственных за вывоз мусора. Первый — Евгений Шепелев, глава компании РостТех, отвечающий за правый берег. Говорит кратко: было в каникулы 1000 жалоб. Сейчас ситуация в норме.
Выходит Илья Ильин. Директор компании КРК. Жалуется, что оставили напоследок: «Специально, чтобы все вопросы ко мне? Показать, что все хорошо везде, кроме левого берега?».
Фото мусорок в социальных сетях он называет суетой раздутой в Facebook.
Кстати, о мусоре на левом берегу — сегодня мы получили такое фото с Весны, 22.
Депутаты спрашивают у представителя министерства экологии, когда на левом берегу закончится коллапс? Именно здесь ситуация с вывозом мусора критическая.
Чиновник говорит, к концу месяца.
Бизнесмен Ильин жалуется на чиновников, управляющие компании и красноярцев.
— Звонят, говорят, нужно срочно убрать мусор! Горячая точка! Приезжаем, а там мусорке несколько лет.
Депутат и директор школы Малышева почему не подписываются договора на вывоз мусора?
Ильин: а почему вы сейчас спрашиваете?
Начинается спор.
Депутат Елена Южакова говорит Ильину в глаза: «Мне кажется у вас детские отговорки».
Вся реформа затевалась для того, чтобы создать систему сортировки мусора.
Это и спрашивают у ответственных чиновников.
Оказывается, что на правом берегу такой комплекс уже есть. А на левом его построят в этом году.
Сам Ильин говорит, что норматива для вывоза мусора недостаточно для нормальной работы.
Внезапно выясняется, что кто-то мусорщикам крепко напакостил. В Советском и Октябрьском районах исчезли десятки бачков для мусора. Куда делись — непонятно.
Идет второй час заседания. Выясняется, что работа главного левобережного мусорщика окружена сетью подрядчиков.
Компания получила на конкурсе право вывозить мусор со всего левого берега. Однако мусор от помойки до полигона вывозит компания-подрядчик из Санкт-Петербурга. Она в свою очередь тоже вывозом мусора не занимается, а заключила договор с госпредприятием «Автоспецбаза».
Получается, что мусорный оператор ничего не возит, а через цепь подрядчиков уступил это право. Никаких конкурсов не проводилось.
— Почему реформа сопровождается цепочками с фирмами-прокладками? — возмущается Константин Сенченко.
Компания Ильи Ильина с каждого красноярца на левом берегу получает 79 рублей. Константин Сенченко пытается выяснить, за сколько вывозят мусор подрядчики. Но ни они, ни Ильин вменяемого ответа не дают.
Варфоломеева спрашивает: «Почему уменьшили тариф?».
Он отвечает: «Провели дополнительные расчеты после жалоб».
В зале сидит Ольга Суворова, организовавшая митинг против реформы сферы отходов в мэрии. Периодически она что-то кричит с места, пытается комментировать заявление чиновника.
Ее несколько раз просят успокоиться. Председатель комиссии Козиков грозит пригласить полицию.