Рассказываем историю красноярца создавшего популярные в городе сайты, уехавшего в Таиланд, вернувшегося и запустившего новый бизнес
Красноярец Андрей Иванов — один из отцов красноярского интернета. В 2001 году вместе с Артёмом Потехиным он занялся разработкой сайтов, запустил популярный портал 24авто.ру. Спустя 10 лет Андрей перебрался жить в Таиланд, отойдя от управления компанией. Несколько лет назад Андрей вышел из совместного бизнеса и запустил новый стартап — сервис, который подсказывает, где в миллионном городе лучше открыть магазин или офис, и способный резко увеличить прибыль предпринимателям. Недавно сервис получил финансирование от инвестиционного фонда.
Идея «Местомера» пришла к Андрею Иванову, когда он, вернувшись в Красноярск, продал свою долю в проектах 24авто, студии веб-дизайна «Метадизайн» и задумал открыть школу английского языка.
Год назад бизнесмен начал по Яндекс.Картам, 2ГИС присматривать место, анализировать конкурентов. Как программист и любитель точных цифр, Андрей понял, что сегодня нет инструментов, которые помогут все это вычислить.
«Я подумал, что наверняка много предпринимателей, готовящихся открыть бизнес, мучаются этими же вопросами. Стал смотреть, есть ли такие компании. Нашел две в Москве, но они работали только с крупными сетями, у которых десятки точек», — вспоминает Андрей.
Так появился сервис «Местомер». Карта, где указана плотность населения, перемещение красноярцев, стоимость жилья, организации из десятков категорий — парикмахерские, зоомагазины, супермаркеты, мастерские.
В упрощенном виде система действует так. Допустим, вы задумали открыть зоомагазин и подбираете место. Где будет больше всего клиентов? Как не стать десятым зоомагазином в микрорайоне?
Вкладка «Население» показывает информацию с точностью до квартиры. Тут же видим самые густонаселенные участки — «Северный», «Взлетка», «Пашенный», «Покровский».
Вкладка «Конкуренты» показывает все зоомагазины в интересующем районе. «Мы придумали такую штуку, как плотность населения с учетом конкуренции. Показываются зоны, которые полностью покрыты конкурентами, а есть участки, где конкурентов нет», — объясняет Андрей. Нажав эту вкладку, можно увидеть, что в «Северном» большинство зоомагазинов расположены ближе к 9 Мая, а на Воронова конкурентов меньше.
Для мелкого бизнеса важна проходимость места. Какой смысл открывать магазин, если мимо него никто не ходит. «Местомер» позволяет сделать это с помощью вкладки «Трафик». На основе устройств, использующих Wi-Fi, можно сказать, сколько человек в месяц проходит через какой-то участок.
По словам создателей, стоимость жилья — важный показатель платежеспособности населения. Есть зависимость между стоимостью квартиры и уровнем заработной платы. Ее подтверждают исследования. На карте видно, что на «Взлетке», в Академгородке, на «Южном берегу» стоимость квартир высокая. Стоимость жилья и уровень заработной платы — важный показатель для тех, кто планирует работать в среднем ценовом сегменте.
Работать над сервисом Андрей начал в июне прошлого года. Первые наброски появились спустя несколько месяцев.
— Откуда данные? Были сложности с их получением? Как реагировали на запросы государственные конторы?
— При создании «Метромера» мы использовали порядка 40 источников. В большинстве это открытые данные по проектам ЖКХ, федеральные министерства. Данные там выложены в сыром виде. Главная сложность — их собрать.
Андрей Иванов говорит, что клиенты компании — предприниматели, которые планируют открыть бизнес в других городах, и те, кто готовится запустить свой проект. По словам Иванова, многие крупные компании уже сейчас планируют открытия магазинов на основе расчетов и моделирования.
«Сейчас многие старые подходы предпринимателей перестают работать. Многие предприниматели до какого-то времени открывали, открывали магазины, а потом открывают очередной, а он не приносит прибыль — приходится переносить. В крупных компаниях, например Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток»), еще несколько лет была создана своя ГИС-система, куда добавляются объекты».
— Предприниматели из каких сфер проявляют интерес к «Местомеру»?
— Сейчас продуктом пользуются аптеки, кофейни, зоомагазины, салоны сотовой связи.
— Почему месячная подписка стоит 20 тысяч? Как считали? На что ориентировались?
— Обычно в компаниях есть сотрудник, который ездит в полях, смотрит место, собирает данные в Excel, прикладывает фото и отправляет их директору. Мы посчитали, что мы должны быть дешевле такого сотрудника для заказчика. Сотруднику нужно платить зарплату, компенсировать ГСМ. Здесь человек получает подписку, смотрит карту, видит три места. Два, например, сразу отметает, едет смотреть одно — экономится время.
— Сколько сейчас человек работает в проекте?
2 разработчика, которые обслуживают сайт, собирают данные, 2 аналитика, продажник и я.
Сейчас команда «Местомера» запустила сервис, который может прогнозировать прибыль в новых магазинах. Этот продукт, по словам Иванова, рассчитан на крупных бизнесменов, у которых есть сети из 50 точек.
Какова будет выручка, если вы планируете, открыть, например, пекарню? Для этого клиент предоставляет аналитику данные о выручке в каждой своей точке. А аналитики отмечают на карте важные для этого бизнеса объекты. Для пекарен это, например, супермаркеты. Так как высока вероятность, что, отправившись за продуктами, человек зайдет и за выпечкой. Для аптек — поликлиники.
«Для каждого вида бизнеса — это свои объекты. Здесь работают принципы машинного обучения — разновидности искусственного интеллекта. Если говорить примерно, то работает система так. Аналитики получают статистику по выручке в первой, второй, пятидесятой точке, собирают данные о том, что окружает эти точки. Затем с помощью машинного обучения выявляются закономерности — что же влияет на выручку. Составляются коэффициенты», — рассказывает Андрей.
— Есть примеры, когда сервис помог бизнесменам увеличить прибыль?
— К нам обратились бизнесмены. Открывая новую точку, они ориентировались на проходимость, расположение больниц, хирургов. Однако наши аналитики установили, что на прибыль ортопедических салонов влияет еще и расположение детских поликлиник. Работу с салоном мы закончили месяц назад; чтобы понять эффект, должно пройти чуть больше времени.
Недавно фонд развития интернет-инициатив вложил в компанию Иванова больше 2 миллионов за долю в 7%. По словам Иванова, главный плюс сотрудничества — возможность работать на площадках форума с бизнесменами. Ты рассказываешь им свои идеи, проекты и получаешь обратную связь — нужен ли твой проект, полезен ли он. «Ты спрашиваешь, что нужно изменить в проекте, какой функционал он должен предлагать, чтобы бизнесмен заплатил за него не 10 тысяч рублей, а 100 тысяч».
Сейчас проект «Местомер» рассчитан на представителей малого бизнеса в городах России — понять выгодное место сервис позволяет не только в Красноярске. Второе направление бизнеса — работа с крупными компаниями по прогнозированию выручки. По подсчетам Андрея, сейчас в России есть порядка 1,5 тысячи компаний, у которых в сети от 50 точек и которые ведут экспансию.
В дальнейшем, как и многие стартаперы, Андрей Иванов не исключает продажу бизнеса. Предприниматель не исключает, что интерес к «Местомеру» могут проявить крупные банки. Они предоставляют кредиты бизнесу и могут дополнить эту услугу и консультацией.
— У тебя не было мыслей отказаться от бизнеса, просто вложить деньги, например, в недвижимость и жить как рантье, получая стабильный доход?
— Я долго думал над тем, зачем мне это. Когда я вернулся из Таиланда, продал несколько бизнесов, доли в «Метадизайн», «24авто». Деньги, на жизнь были. Я могу не заниматься ничем 10 лет. Почему снова решил идти в бизнес? С одной стороны, понятно, что на всю жизнь этих денег не хватит, дети растут. А с другой стороны, хочется успеть что-то сделать. Предприниматели работают, чтобы им похлопали, и я хочу этого адреналина. После 45–50 возможности уже не те. У меня есть время запустить 3–4 проекта и вывести их на хороший уровень.
Фото: Артем Ленц
Новости, мемы и горячие споры — в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8–999–315–05–05 (WhatsApp, Viber, SMS)