Город «Сейчас покажу вам доступную среду»: инвалиды-колясочники проехали с камерой по улицам города (эксперимент нгс)

«Сейчас покажу вам доступную среду»: инвалиды-колясочники проехали с камерой по улицам города (эксперимент нгс)

Корреспондент НГС.НОВОСТИ вместе с инвалидами-колясочникам проверил, насколько доступна среда Красноярска

Этим летом власти всерьез взялись за реконструкцию городских улиц, выделив на нее 1,7 млрд руб. Чиновники обещают массовую замену бордюров и ограждений, но именно это вызывает большие претензии у красноярцев, а особенно — у инвалидов. Вместе с двумя инвалидами-колясочниками Александром и Ольгой корреспонденты НГС.НОВОСТИ отправились на прогулку — в специальном репортаже расскажем, насколько комфортна жизнь людей с ограниченными возможностями в Красноярске.

Александр и Ольга подружились около полугода назад

Возле спортивного комплекса «Звездный» на ул. Говорова мы встречаемся с 36-летним Александром Мельниковым. Добродушный мужчина с веселыми глазами уже 12 лет передвигается на инвалидной коляске с электроприводом — нижняя часть тела парализована, шея неподвижна. Небольшую подвижность сохранили лишь руки. В спортзале, где занимается Саша, его называют не иначе как героем: мужчина катается по городу самостоятельно, на своих колесах и на автобусе — ездит даже к подруге в «Солнечный». Познакомившись, предлагаем Александру двинуться на прогулку, но мужчина останавливает: «Сейчас подругу дождемся — с ней веселее». Через несколько минут из спортзала появляется Ольга Шикунова, с Сашей она дружит больше полугода, сблизились на теме футбола — оба страстные фанаты ФК «Енисей» и стараются не пропускать игры на домашнем стадионе.

Коляска на электроприводах движется быстро, но плохо преодолевает препятствия

Перед нами других колясочников забирает социальное такси — это микроавтобус со специальным подъемником для колясок. Оля поясняет: бесплатные поездки нужно согласовывать заранее, желательно за неделю, — таких машин в городе катастрофически не хватает. «То есть если тебе приспичило куда-нибудь в кино или театр — будь добр, добирайся сам, или же можно вызвать это социальное такси, но поездка влетит в копеечку, цена одного километра пути — 21 рубль. Поэтому катаемся на автобусах». «До автобуса 20 минут», — отдает команду Александр и срывается с места; поспеть за коляской, которая разгоняется до 9 км/ч, довольно сложно.

Препятствия свыше 5 см — непреодолимая преграда

Ольга едет позади: «Сашка всегда гоняет, а я вот сильно боюсь», — поясняет она. Движемся к остановке «Диагностический центр» и тут же встречаем на тротуаре первое препятствие — обсыпавшаяся бетонная ступенька, здесь ехать опасно, коляска может опрокинуться. Поэтому ребята выезжают прямо на дорогу — для них это привычный способ передвижения, иногда из-за одного бордюра приходится объезжать по дворам целые кварталы.

Ближайшая от спортзала для инвалидов остановка выполнена не по нормам

На самой остановке тоже не все гладко — путь к автобусу перекрывает высокий бордюр. «По нормам остановка должна возвышаться на 20 см над проезжей частью, а здесь над проезжей частью возвышается лишь огромный бордюр», — поясняет Саша. За автобусом мужчина следит через сервис «Красноярскгортранс», где каждый раз ищет автобусы с аппарелью: к диспетчеру отправляется сообщение о наличие инвалида на остановке, об этом предупреждают водителя, который уже на остановке должен откинуть аппарель и закатить маломобильного пассажира.

Инвалид-колясочник должен сидеть лицом против движения, чтобы при торможении не упасть навзничь

Подняться по аппарели в подъехавший автобус № 85 на коляске проблематично — электропривод не тянет такой наклон, поэтому наших героев необходимо закатить вручную. Тем временем кондуктор разогнала скучающих пассажиров с места для колясок. Двери закрываются, автобус резко срывается с места, Саша и Оля хватаются за поручни, водитель гонит, а на поворотах особенно крут — в этот момент даже на своих двоих сохранить равновесие довольно проблематично. Александр пояснил, что нужно было встать спиной к водителю, чтобы в случае торможения откидываться назад, а не вперед. Но из-за спешки и большого количества других пассажиров встать правильно не получилось.

Александр отмечает, что правый берег за редким исключением вообще недоступен колясочникам

Решаемся выйти на остановке «ДК КрасТЭЦ», Саша живет в шести остановках отсюда — на Северном проезде. «Сейчас я покажу вам доступную среду», — бросает Александр и скрывается в закутке между павильонами — тротуаров нет, поэтому приходится ехать в объезд. Доехав до дороги, где нет даже пешеходного перехода, Саша останавливается и смотрит на 20-сантиметровый бордюр, перед которым широкая лужа. Вместе с Олей догоняем его, Саша резко разворачивается и устремляется в объезд, но там на пути рассыпающаяся лестница из пяти ступенек. Выхода нет — ребята снова выезжают на дорогу, а мы пытаемся за ними успеть.

Ехать по дороге для Ольги и Саши — это вынужденная мера

С трудом добравшись до следующей остановки, решаем повременить с прогулкой по правобережью и отправиться в центр на автобусе. Решение оказалось правильным — через пару минут по крыше автобуса забарабанил сильный ливень, в очередной раз превративший дороги в реки. Кататься на коляске с электромотором в дождь нежелательно — аккумуляторы ничем не накрыты и могут выйти из строя. К слову, цена такой коляски варьируется от 120 тыс. до 150 тыс. руб. Первую коляску Александру подарили друзья, от страховщиков положенную коляску он получил только через 5 лет. Ольга купила коляску сама.

Любое углубление в тротуаре — серьезная проблема для колясочников

Постепенно ливень сменяется на моросящий дождь, выходим на «Локомотиве». Спрятавшись под остановкой, мы решаем облачить наших героев в дождевики. «У вас дождевики для двуногих, возьми у меня из сумки мой», — ухмыляется Александр. А в сумке целая плащ-палатка, накрывающая всю коляску. Защитившись от дождя, решаем направиться в ТЦ «Квант» пообедать. Не проехав и двух метров, коляска упирается в препятствие — возле остановки не хватает брусчатки. С нашей помощью Александр преодолевает яму, а Ольга поехала в объезд. По ул. Ленина добираемся до «Кванта», по диагонали преодолевая бетонные ливневки в тротуаре.

У самого ТЦ очень удобный пандус, но вот беда — после дождя из трубы прямо на людей льется вода. Впрочем, облаченных в дождевики Ольгу и Александра это не сильно заботит. Заезжаем на обед в «Калинку-малинку», персонал встречает радушно, мы сдвигаем столы и отодвигаем стулья для наших героев.

Оля помогает Саше во всем, а он учит ее не бояться ездить по городу самостоятельно

Во время беседы Ольга хвастается своими фотографиями с красноярскими футболистами — Саша привил большую любовь к футболу, хотя раньше он и сам не очень-то любил этот спорт. Но на стадионе атмосфера совершенно другая, нежели в телевизоре. Колясочникам предоставляют место у кромки поля — все игроки как на ладони. Еще одной темой для разговора стал Питер — Александр ездил несколько лет назад туда на реабилитацию: город на Неве в отличие от Красноярска действительно без барьеров. Даже на колоннаду Исаакиевского собора удалось попасть.

Ребята редко выбираются по магазинам, поэтому с интересом рассматривают витрины

Закончив трапезу, Ольга решает отправиться за покупками — нужно купить новую помаду. Мы тем временем ожидаем с Александром ее выхода. Саша рассказывает: все детство провел в Абакане, постоянно купались в одной и той же речушке. В 24 года вновь отправился туда, нырнул в речку, очень неудачно — в это время по реке плыл топляк. В итоге травма и инвалидность на всю жизнь. Периодические вылазки на реабилитацию дают улучшения, но незначительные. До травмы Саша работал электрослесарем на ТЭЦ, а после переквалифицировался в программиста, знает три языка и подрабатывает на дому.

Всюду ребят сопровождают любопытные взгляды прохожих

Заметно приободрившаяся после покупок Ольга присоединяется к нам, вместе мы отправляемся гулять по центру. На переходе прохожая участливо интересуется, не нужна ли помощь, Оля с улыбкой говорит: «Все хорошо». Саша также заметил: в последний год люди стали гораздо отзывчивей, многие стараются помочь, открывают двери. «С чем связано? Наверное, в СМИ стали больше обращать на нас внимание», — предположил Александр.

После непродолжительной беседы инспекторы помогают ребятам пересечь дорогу

Вот и доехали до ул. Карла Маркса, но здесь только подземный переход к «Лучу» — нет не только пандусов, но и даже подъезды к нему перекрыты бордюром. Поэтому ребята решили нарушать — переехать через дорогу, но поблизости как раз дежурил наряд ДПС. «У вас тут какая-то акция», — заметил один из инспекторов нашего фотографа. Оля и Саша несколько минут разговаривают с инспектором, в конце концов, старший выходит на дорогу и взмахом жезла останавливает движение, чтобы ребята смогли проехать.

Помимо кинотеатров, друзья также посещают Центральный стадион, остров Татышев, театры и музеи

Саша решает заехать в «Луч», чтобы посмотреть, что сейчас идет. Ольге же больше нравится «Синема парк» на набережной — там есть IMAX. В выборе кинотеатров у ребят вкус расходится: Александру нравится «Луч» за доступность и удобные места, а вот вся набережная для него сплошной ад. «За всю жизнь в Красноярске был там всего два раза, и те с друзьями, — на колесах там делать нечего», — поясняет Саша. Оля же в восторге от качества картинки и звука в «Синема Парк» и говорит, что смотрит все жанры, кроме фильмов ужасов. Последний фильм, доставивший море эмоций, — «Призрак в доспехах» в IMAX.

Пристрелка потребовала два выстрела

После мы решили побродить по Центральному парку, проезжая по узким тропинкам, забрели пострелять из арбалета. Ольга хвастается: «Я вот неплохо играю в дартс — на общегородском уровне выступили вполне неплохо, а вот на региональном не так успешно». Три из пяти выстрелов из арбалета попадают в мишень. Из других развлечений Ольга предпочитает книги и кино, дома также занимается бухгалтерским учетом.

Ольга призналась, что стала инвалидом за одну ночь из-за редкого заболевания

Заметно повеселевшая Оля спрашивает во время прогулки: «А может зайдем в ЦУМ? Я там ни разу не была, что там вообще есть?». Без лишних раздумий устремляемся к ЦУМу. По пути Оля рассказывает, как оказалась в инвалидной коляске. «Я просто в один прекрасный день легла спать. А на утро уже не могла встать. Оказалось, у меня очень редкое заболевание, никто из родственников не болел. Несколько месяцев вообще не шевелилась, была лежачим больным. А ведь до этого была абсолютно здоровой — по лестницам всегда бегом, а тут раз и все», — рассказывает Оля. Почти 10 лет женщина провела дома, сейчас за ней ухаживает 19-летний сын-студент. А в последний год Олю учит жить и не бояться Александр, хотя на крутых склонах или на дороге Оля все еще боится ездить.

Самостоятельно заехать даже на утопленные бордюры под таким углом не вышло

До ЦУМа доехать без препятствий также не получилось: несмотря на то, что бордюры на тротуарах утоплены, коляска все равно не может заехать на них, требуется наша помощь. Внимание автора привлекла пара маленьких колес на металлических трубках. Ребята поясняют — это специальные упоры, чтобы коляска не опрокинулась. Оля не падала ни разу, а Саша признался — падал много раз. «Забраться самостоятельно в коляску не получится, нужно либо просить помочь прохожих, либо звонить друзьям или родственникам», — говорит Александр.

Риск проколоть колеса о торчащую арматуру вынуждает в очередной раз искать объезд

Пересечь дорогу по переходу на перекрестке ул. Маркса – Диктатуры не вышло: во-первых, слишком высокие бордюры, во-вторых, глубокие лужи, в-третьих, пошедший волнами асфальт. С другой стороны картина еще хуже — из бордюра торчит арматурная сетка, которая может запросто проткнуть колеса. Приходится опять нарушать и выезжать на дорогу через парковочные карманы.

Пандус ЦУМа не приспособлен для колясочников

Наконец-то мы у ЦУМа, но заехать у ребят самостоятельно опять не выходит: пандус слишком крутой, приходится опять закатывать наших героев. Открыть тяжелые двери самостоятельно тоже сложная задача: сначала надо схватиться за ручку и резко отъехать назад, а потом вперед, чтобы успеть заехать в закрывающуюся дверь.

Внезапно возникшая женщина провела нас к грузовому лифту в потайных коридорах ЦУМа

Заехав на первый этаж, ребята с сожалением смотрят на лестницу — ни лифтов, ни эскалаторов в зоне видимости нет. Но как только мы задали вопрос, как нам попасть на второй этаж, из ниоткуда появилась строгая женщина в черном, поманившая нас в служебное помещение. Там в коридоре и обнаружился грузовой лифт советских времен, на котором мы и поднимаемся. Сверху разделяемся: Саша уехал смотреть рубашки в отделе мужской одежды, а Оля — присматривать украшения.

Узкая дверь преодолена, но за ней Александра ждал сюрприз

Из ЦУМа мы, правда, уехали с пустыми руками, но Саша вновь заявил: «Сейчас покажу вам доступную среду». Почти у каждого магазина в центре отсутствует возможность заехать на коляске — везде злосчастная ступень из брусчатки. Мужчина решает заглянуть в «Евросеть» через узкую дверь и «с разбегу» перемахивает через металлический порожек, но внутри ждет сюрприз — платформа, с которой нет спуска.

Девушка-фармацевт участливо начала открывать вторую дверь

Зато мы без проблем заехали по пандусу в аптеку, а вот зайти внутрь не получилось — дверь узкая и с коляски ее не получается открыть. Завидев колясочника, к двери подбегает молоденькая девушка-фармацевт, готовая открыть вторую створку двери.

За автобусами с аппарелью Александр следит через сервис Гортранса

Под конец дня у Оли начали садиться аккумуляторы — осталось только два деления, поэтому переключаем коляску в ручной режим, иначе говоря, катим сами. Снова ожидаем автобус, на этот раз «двойку». Тут же водитель одного из автобусов спрашивает Сашу: «Вам куда?». Александр с улыбкой отказывается от услуги и пояснил корреспонденту: «Я на этом автобусе катался с чиновниками из Гортранса. Ну и вот этот водитель меня в тот раз "не заметил". Видимо, получил тогда втык и сейчас прям с далека замечает». Вот и подъехала наша «двойка».

Строители разобрали брусчатку и бордюры, но не спешат их восстанавливать

Олю мы высадили на остановке «Цирк»: она живет в мкрн «Южный берег», — предварительно сняли стопперы с коляски и сердечно распрощались, а она в свою очередь позвала нас в гости. С Сашей мы доехали до остановки «Аэрокосмическая академия», но он признался, что перестал ей пользоваться — строители устроили здесь настоящее непотребство с бордюрами. Напоследок Саша сказал о самом благоустроенном месте для колясочников — как оказалось, это ул. Бакинских Комиссаров. Но больше всего Александр ждет, когда в городе станет больше автобусов с аппарелью — в 2018 году, по словам Саши, на автобусах трех маршрутов, у которых заканчивается лицензия должны оснастить этой полезной функцией 80 % своих автобусов.

Мы проверили, насколько город удобен для передвижения инвалидов-колясочников

Яков Калинин
Фото Артема Ленца

Следите за новостями в нашей 
группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Дарья Дениско
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Трудности будут вне зависимости от возраста»: красноярский психолог высказалась о родах до 23 лет
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления