Корреспондент НГС.НОВОСТИ вместе с инвалидами-колясочникам проверил, насколько доступна среда Красноярска
Этим летом власти всерьез взялись за реконструкцию городских улиц, выделив на нее 1,7 млрд руб. Чиновники обещают массовую замену бордюров и ограждений, но именно это вызывает большие претензии у красноярцев, а особенно — у инвалидов. Вместе с двумя инвалидами-колясочниками Александром и Ольгой корреспонденты НГС.НОВОСТИ отправились на прогулку — в специальном репортаже расскажем, насколько комфортна жизнь людей с ограниченными возможностями в Красноярске.
Возле спортивного комплекса «Звездный» на ул. Говорова мы встречаемся с 36-летним Александром Мельниковым. Добродушный мужчина с веселыми глазами уже 12 лет передвигается на инвалидной коляске с электроприводом — нижняя часть тела парализована, шея неподвижна. Небольшую подвижность сохранили лишь руки. В спортзале, где занимается Саша, его называют не иначе как героем: мужчина катается по городу самостоятельно, на своих колесах и на автобусе — ездит даже к подруге в «Солнечный». Познакомившись, предлагаем Александру двинуться на прогулку, но мужчина останавливает: «Сейчас подругу дождемся — с ней веселее». Через несколько минут из спортзала появляется Ольга Шикунова, с Сашей она дружит больше полугода, сблизились на теме футбола — оба страстные фанаты ФК «Енисей» и стараются не пропускать игры на домашнем стадионе.
Перед нами других колясочников забирает социальное такси — это микроавтобус со специальным подъемником для колясок. Оля поясняет: бесплатные поездки нужно согласовывать заранее, желательно за неделю, — таких машин в городе катастрофически не хватает. «То есть если тебе приспичило куда-нибудь в кино или театр — будь добр, добирайся сам, или же можно вызвать это социальное такси, но поездка влетит в копеечку, цена одного километра пути — 21 рубль. Поэтому катаемся на автобусах». «До автобуса 20 минут», — отдает команду Александр и срывается с места; поспеть за коляской, которая разгоняется до 9 км/ч, довольно сложно.
Ольга едет позади: «Сашка всегда гоняет, а я вот сильно боюсь», — поясняет она. Движемся к остановке «Диагностический центр» и тут же встречаем на тротуаре первое препятствие — обсыпавшаяся бетонная ступенька, здесь ехать опасно, коляска может опрокинуться. Поэтому ребята выезжают прямо на дорогу — для них это привычный способ передвижения, иногда из-за одного бордюра приходится объезжать по дворам целые кварталы.
На самой остановке тоже не все гладко — путь к автобусу перекрывает высокий бордюр. «По нормам остановка должна возвышаться на 20 см над проезжей частью, а здесь над проезжей частью возвышается лишь огромный бордюр», — поясняет Саша. За автобусом мужчина следит через сервис «Красноярскгортранс», где каждый раз ищет автобусы с аппарелью: к диспетчеру отправляется сообщение о наличие инвалида на остановке, об этом предупреждают водителя, который уже на остановке должен откинуть аппарель и закатить маломобильного пассажира.
Подняться по аппарели в подъехавший автобус № 85 на коляске проблематично — электропривод не тянет такой наклон, поэтому наших героев необходимо закатить вручную. Тем временем кондуктор разогнала скучающих пассажиров с места для колясок. Двери закрываются, автобус резко срывается с места, Саша и Оля хватаются за поручни, водитель гонит, а на поворотах особенно крут — в этот момент даже на своих двоих сохранить равновесие довольно проблематично. Александр пояснил, что нужно было встать спиной к водителю, чтобы в случае торможения откидываться назад, а не вперед. Но из-за спешки и большого количества других пассажиров встать правильно не получилось.
Решаемся выйти на остановке «ДК КрасТЭЦ», Саша живет в шести остановках отсюда — на Северном проезде. «Сейчас я покажу вам доступную среду», — бросает Александр и скрывается в закутке между павильонами — тротуаров нет, поэтому приходится ехать в объезд. Доехав до дороги, где нет даже пешеходного перехода, Саша останавливается и смотрит на 20-сантиметровый бордюр, перед которым широкая лужа. Вместе с Олей догоняем его, Саша резко разворачивается и устремляется в объезд, но там на пути рассыпающаяся лестница из пяти ступенек. Выхода нет — ребята снова выезжают на дорогу, а мы пытаемся за ними успеть.
С трудом добравшись до следующей остановки, решаем повременить с прогулкой по правобережью и отправиться в центр на автобусе. Решение оказалось правильным — через пару минут по крыше автобуса забарабанил сильный ливень, в очередной раз превративший дороги в реки. Кататься на коляске с электромотором в дождь нежелательно — аккумуляторы ничем не накрыты и могут выйти из строя. К слову, цена такой коляски варьируется от 120 тыс. до 150 тыс. руб. Первую коляску Александру подарили друзья, от страховщиков положенную коляску он получил только через 5 лет. Ольга купила коляску сама.
Постепенно ливень сменяется на моросящий дождь, выходим на «Локомотиве». Спрятавшись под остановкой, мы решаем облачить наших героев в дождевики. «У вас дождевики для двуногих, возьми у меня из сумки мой», — ухмыляется Александр. А в сумке целая плащ-палатка, накрывающая всю коляску. Защитившись от дождя, решаем направиться в ТЦ «Квант» пообедать. Не проехав и двух метров, коляска упирается в препятствие — возле остановки не хватает брусчатки. С нашей помощью Александр преодолевает яму, а Ольга поехала в объезд. По ул. Ленина добираемся до «Кванта», по диагонали преодолевая бетонные ливневки в тротуаре.
У самого ТЦ очень удобный пандус, но вот беда — после дождя из трубы прямо на людей льется вода. Впрочем, облаченных в дождевики Ольгу и Александра это не сильно заботит. Заезжаем на обед в «Калинку-малинку», персонал встречает радушно, мы сдвигаем столы и отодвигаем стулья для наших героев.
Во время беседы Ольга хвастается своими фотографиями с красноярскими футболистами — Саша привил большую любовь к футболу, хотя раньше он и сам не очень-то любил этот спорт. Но на стадионе атмосфера совершенно другая, нежели в телевизоре. Колясочникам предоставляют место у кромки поля — все игроки как на ладони. Еще одной темой для разговора стал Питер — Александр ездил несколько лет назад туда на реабилитацию: город на Неве в отличие от Красноярска действительно без барьеров. Даже на колоннаду Исаакиевского собора удалось попасть.
Закончив трапезу, Ольга решает отправиться за покупками — нужно купить новую помаду. Мы тем временем ожидаем с Александром ее выхода. Саша рассказывает: все детство провел в Абакане, постоянно купались в одной и той же речушке. В 24 года вновь отправился туда, нырнул в речку, очень неудачно — в это время по реке плыл топляк. В итоге травма и инвалидность на всю жизнь. Периодические вылазки на реабилитацию дают улучшения, но незначительные. До травмы Саша работал электрослесарем на ТЭЦ, а после переквалифицировался в программиста, знает три языка и подрабатывает на дому.
Заметно приободрившаяся после покупок Ольга присоединяется к нам, вместе мы отправляемся гулять по центру. На переходе прохожая участливо интересуется, не нужна ли помощь, Оля с улыбкой говорит: «Все хорошо». Саша также заметил: в последний год люди стали гораздо отзывчивей, многие стараются помочь, открывают двери. «С чем связано? Наверное, в СМИ стали больше обращать на нас внимание», — предположил Александр.
Вот и доехали до ул. Карла Маркса, но здесь только подземный переход к «Лучу» — нет не только пандусов, но и даже подъезды к нему перекрыты бордюром. Поэтому ребята решили нарушать — переехать через дорогу, но поблизости как раз дежурил наряд ДПС. «У вас тут какая-то акция», — заметил один из инспекторов нашего фотографа. Оля и Саша несколько минут разговаривают с инспектором, в конце концов, старший выходит на дорогу и взмахом жезла останавливает движение, чтобы ребята смогли проехать.
Саша решает заехать в «Луч», чтобы посмотреть, что сейчас идет. Ольге же больше нравится «Синема парк» на набережной — там есть IMAX. В выборе кинотеатров у ребят вкус расходится: Александру нравится «Луч» за доступность и удобные места, а вот вся набережная для него сплошной ад. «За всю жизнь в Красноярске был там всего два раза, и те с друзьями, — на колесах там делать нечего», — поясняет Саша. Оля же в восторге от качества картинки и звука в «Синема Парк» и говорит, что смотрит все жанры, кроме фильмов ужасов. Последний фильм, доставивший море эмоций, — «Призрак в доспехах» в IMAX.
После мы решили побродить по Центральному парку, проезжая по узким тропинкам, забрели пострелять из арбалета. Ольга хвастается: «Я вот неплохо играю в дартс — на общегородском уровне выступили вполне неплохо, а вот на региональном не так успешно». Три из пяти выстрелов из арбалета попадают в мишень. Из других развлечений Ольга предпочитает книги и кино, дома также занимается бухгалтерским учетом.
Заметно повеселевшая Оля спрашивает во время прогулки: «А может зайдем в ЦУМ? Я там ни разу не была, что там вообще есть?». Без лишних раздумий устремляемся к ЦУМу. По пути Оля рассказывает, как оказалась в инвалидной коляске. «Я просто в один прекрасный день легла спать. А на утро уже не могла встать. Оказалось, у меня очень редкое заболевание, никто из родственников не болел. Несколько месяцев вообще не шевелилась, была лежачим больным. А ведь до этого была абсолютно здоровой — по лестницам всегда бегом, а тут раз и все», — рассказывает Оля. Почти 10 лет женщина провела дома, сейчас за ней ухаживает 19-летний сын-студент. А в последний год Олю учит жить и не бояться Александр, хотя на крутых склонах или на дороге Оля все еще боится ездить.
До ЦУМа доехать без препятствий также не получилось: несмотря на то, что бордюры на тротуарах утоплены, коляска все равно не может заехать на них, требуется наша помощь. Внимание автора привлекла пара маленьких колес на металлических трубках. Ребята поясняют — это специальные упоры, чтобы коляска не опрокинулась. Оля не падала ни разу, а Саша признался — падал много раз. «Забраться самостоятельно в коляску не получится, нужно либо просить помочь прохожих, либо звонить друзьям или родственникам», — говорит Александр.
Пересечь дорогу по переходу на перекрестке ул. Маркса – Диктатуры не вышло: во-первых, слишком высокие бордюры, во-вторых, глубокие лужи, в-третьих, пошедший волнами асфальт. С другой стороны картина еще хуже — из бордюра торчит арматурная сетка, которая может запросто проткнуть колеса. Приходится опять нарушать и выезжать на дорогу через парковочные карманы.
Наконец-то мы у ЦУМа, но заехать у ребят самостоятельно опять не выходит: пандус слишком крутой, приходится опять закатывать наших героев. Открыть тяжелые двери самостоятельно тоже сложная задача: сначала надо схватиться за ручку и резко отъехать назад, а потом вперед, чтобы успеть заехать в закрывающуюся дверь.
Заехав на первый этаж, ребята с сожалением смотрят на лестницу — ни лифтов, ни эскалаторов в зоне видимости нет. Но как только мы задали вопрос, как нам попасть на второй этаж, из ниоткуда появилась строгая женщина в черном, поманившая нас в служебное помещение. Там в коридоре и обнаружился грузовой лифт советских времен, на котором мы и поднимаемся. Сверху разделяемся: Саша уехал смотреть рубашки в отделе мужской одежды, а Оля — присматривать украшения.
Из ЦУМа мы, правда, уехали с пустыми руками, но Саша вновь заявил: «Сейчас покажу вам доступную среду». Почти у каждого магазина в центре отсутствует возможность заехать на коляске — везде злосчастная ступень из брусчатки. Мужчина решает заглянуть в «Евросеть» через узкую дверь и «с разбегу» перемахивает через металлический порожек, но внутри ждет сюрприз — платформа, с которой нет спуска.
Зато мы без проблем заехали по пандусу в аптеку, а вот зайти внутрь не получилось — дверь узкая и с коляски ее не получается открыть. Завидев колясочника, к двери подбегает молоденькая девушка-фармацевт, готовая открыть вторую створку двери.
Под конец дня у Оли начали садиться аккумуляторы — осталось только два деления, поэтому переключаем коляску в ручной режим, иначе говоря, катим сами. Снова ожидаем автобус, на этот раз «двойку». Тут же водитель одного из автобусов спрашивает Сашу: «Вам куда?». Александр с улыбкой отказывается от услуги и пояснил корреспонденту: «Я на этом автобусе катался с чиновниками из Гортранса. Ну и вот этот водитель меня в тот раз "не заметил". Видимо, получил тогда втык и сейчас прям с далека замечает». Вот и подъехала наша «двойка».
Олю мы высадили на остановке «Цирк»: она живет в мкрн «Южный берег», — предварительно сняли стопперы с коляски и сердечно распрощались, а она в свою очередь позвала нас в гости. С Сашей мы доехали до остановки «Аэрокосмическая академия», но он признался, что перестал ей пользоваться — строители устроили здесь настоящее непотребство с бордюрами. Напоследок Саша сказал о самом благоустроенном месте для колясочников — как оказалось, это ул. Бакинских Комиссаров. Но больше всего Александр ждет, когда в городе станет больше автобусов с аппарелью — в 2018 году, по словам Саши, на автобусах трех маршрутов, у которых заканчивается лицензия должны оснастить этой полезной функцией 80 % своих автобусов.
Яков Калинин
Фото Артема Ленца
Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте 8-999-315-05-05 (WhatsApp, Viber, SMS)