Друзья, команде НГС.НОВОСТИ в Красноярске исполняется 10 лет. Как изменился город и жизнь красноярцев за это время?
Мы уже рассказывали вам, какие гаджеты и явления круто изменили нашу жизнь, знакомили вас с главными новостями 2007 года и дарили ностальгическую фотоподборку, показывающую, как выглядел наш любимый город 10 лет назад
На этот раз мы решили настроить гуляющих по улицам красноярцев на ностальгическую волну — горожане вспомнили, каким был для них Красноярск в 2007 году, что в нем изменилось с тех пор, а что осталось прежним, а также признались, чего городу не хватает до сих пор и чем им запомнилось прошедшее десятилетие. Всем респондентам мы задали следующие вопросы:
— Назовите важнейшие, на ваш взгляд, изменения, произошедшие в Красноярске за 10 лет?
— Красноярск стал лучше или хуже за это время?
— Чего до сих пор не хватает городу?
— Что изменилось за эти 10 лет в вашей жизни?
Ольга, 34 года, домохозяйка: «Цены сильно выросли — это главная печаль. И квартплата, и продукты, и детское, да и вообще на всё. Если в 2007-м я в Таиланд летала, то сейчас не могу себе этого позволить — максимум на дачу да на Ману. Внешне Красноярск, конечно, лучше намного стал — жильё строится, парки, набережную в порядок приводят. Даже в электричке недавно проехала впервые за много лет — кресла сделали более комфортные вместо старых деревянных. Как в самолёте. Больше появилось возможностей развлечься, не покидая город — огромные современные кинотеатры, торговые центры вместо грязных рынков. Хотя я в них сто лет не была. (Смеется.) Только что метро у нас до сих пор нет — эти пробки на дорогах сильно напрягают. Ну и дышать в городе нечем — этого не отнимешь».
Михаил, 31 год, инженер-связист: «В 2007-м я учился на 4-м курсе университета — казалось, что город был поярче, чем сейчас, тех же фонтанов было больше. Было не то чтобы лучшее… Я моложе просто был, наверное. (Смеется.) Из важнейших изменений выделю, пожалуй, то, что стали лучше ремонтировать дороги — именно за последние 10 лет пошло хоть какое-то развитие в этом плане: мост появился еще один, развязки строят, виадуки. Определенный плюс внесли гипермаркеты и современные торговые центры — как раз за это время расплодились. Но город хотелось бы рассматривать не как царство потребления, а как постоянно развивающийся культурный центр — чтобы уровень ценностей моральных в обществе повыше был, культура развивалась: пока с этим еще есть проблемы. Да и самобытности какой-то не хватает — все берем из западной цивилизации. Я надеюсь и верю, что с каждым годом будет лишь лучше.
Что изменилось в личном плане? Нашел девушку, мы поженились, и у нас родился ребёнок. Каких-то успехов еще не хватает в самореализации профессиональной, но это дело наживное».
Мария, 25 лет, общественник: «К сожалению, у меня впечатления не очень позитивные — я вижу, как расширяются дороги, вырубаются деревья вдоль этих дорог, сокращаются тротуары. Красноярск всё больше становится городом, ориентированным исключительно на автомобильный транспорт. Взрослея, я понимаю, что город оставляет всё меньше возможностей жить без машины. Это меня печалит. Заметнее стала экологическая проблема.
Естественно, люди стали больше использовать велосипеды, просто 10 лет назад было меньше машин и ездить на велике было куда комфортнее и безопаснее. Да! Конечно же остров Татышев — это наша жемчужина. В плане культуры — за последние годы появляется всё больше проектов, растёт молодежная активность, общественная инициатива.
В 2007 году я только окончила школу и не задумывалась ни о чем глобальном — за эти годы сознание заметно эволюционировало, и я стала активным и ответственным горожанином, включилась в общественную жизнь Красноярска. В частности, пропагандирую велодвижение — позади уже несколько масштабных велопарадов. (Улыбается.)
Василий, 62 года, монтажник: «Ох, вспомнить бы еще этот 2007-й — кажется, что прошла целая вечность! Тогда мне понравился Пимашков со своими фонтанами… на Театральной площади красота какая… а вот почему ёлку с Театральной убрали — жалко, конечно. Улицы стали расширять, тротуары делать из брусчатки — благоустройством начали заниматься. Новые дома нравятся, я их зову "красивые дома". И еще, под горкой — Дом пионеров там вроде, очень красиво все сделали. По-моему, лучше стал Красноярск, но все портит огромное количество машин, проклятые разваливающиеся "пазики" на улицах и плохая экология. Хорошо хоть троллейбусы новые появились.
Из личного? На пенсию вышел. Внук появился — дедова отрада, прогулки с ним — это лучше всякой тренировки. Потом холодный душ и на работу. Да, я работаю еще, внук в форме держит». (Смеется.)
Александр, 38, билетер в парке: «Расстраивается Красноярск очень быстро, очень сильно — я думаю, это хорошо. Жилья больше становится, население растёт. Внешне город стал почище, поприличнее за десять лет — приятнее в нем находиться сегодня. Развязок побольше стало, транспортная инфраструктура хоть немного, но идет вперёд. В принципе в городе есть всё. Есть все возможности как для работы, так и для отдыха — даже парк, посмотрите, каким стал. Вспомните, каким он был в 2007-м? Я тут еще раньше начал работать — на моих глазах он ожил. Лично у меня главное достижение — в 2008 году родился второй сын».
Василий, 35 лет, фитнес-инструктор: «Мост открыли, наверное. Развязку на Брянской. Строить много начали — дома, кинотеатры новые, "свечку" (долгострой здания КАТЭК НИИ «Уголь». — НГС.НОВОСТИ), опять же, облицевали. Про инфраструктуру не могу сказать, что что-то сильно поменялось. В плане отдыха у горожан теперь больше возможностей появилось. Но, к сожалению, мы не развиваем почему-то въездной туризм — мы же по сути курортный город, у нас очень много площадок, которые можно развивать. Те же «Столбы», остров Татышев наш уникален, да и вокруг города сколько красивых мест. Река великая опять же под боком: но ведь развалили речной транспорт. Еще десять лет назад, я помню, были речные прогулки. Еще бы остров Отдыха до ума довести да на других островах досуговые зоны сделать.
Кстати, люди в Красноярске здорово изменились — спорт развивается, молодежный досуг, общество все-таки стало более инициативным. Еще бы власть проявляла побольше этой самой инициативы. Что касается меня, 10 лет назад я дурака валял, работая простым охранником, а сейчас стал спортивным инструктором — превратил свое хобби в любимую работу».
Елена, 34 года, домохозяйка: «Думаю, Красноярск за 10 лет похуже стал, потому что в 2007-м было больше карнавалов ярких, фонтанов: их было очень много по городу, это завораживало, детям нравилось. Инфраструктура, единственное, что разрослась — домов стало больше красивых, дорог. Хотя, к сожалению, это касается по большей части новых районов — в старых ничего не меняется, дома старые, дороги плохие, бордюры высоченные, очень некомфортно. Пробки постоянные. В плане сходить-отдохнуть — остров Татышев разросся, в «Бобровом логу» хорошо. Однако опять же ситуация с экологией оставляет желать лучшего — раньше как-то легче дышалось.
В личной жизни главным событием десятилетия стало рождение второго ребенка — на квартиру собственную накопить еще для полного счастья».
Геннадий, 58 лет, бывший военный: «2007-й? (Задумался.) Я как раз заканчивал военную службу, примерно в то время вышел на пенсию по выслуге лет. Город с тех пор, конечно, изменился — расширился, дороги вроде получше стали, дома строим — все нормально. Коррупции бы поменьше в правительстве нашем — тогда вообще в "шоколаде" бы жили. Была она, конечно, и при Пимашкове 10 лет назад, но сейчас совсем махровым цветом расцвела.
"Покровка", кстати, новая сильно изменила город — убрали огромный и уродливый частный сектор и построили много красивых домов. Что еще… Академгородок вроде изменился. Мира начали реставрировать, здания старинные. Четвертый мост… Он, конечно, нефункциональный совсем, но построили всё же! Но это, думаю, просто повезло, что Универсиада будет — так бы и жили, как в колхозе. Не хватает нам заводов, фабрик — вот что главное. Все продали — народу где работать? Отсюда и бандитизм, и воровство. Все ведь из мелочей складывается. Из личного — внучка родилась, мастерскую столярную начал строить. Хочу бросить все и заняться деревяшками».
Антон, 21 год, юрист: «Ой, я тогда был совсем маленьким — счастливые, наверное, годы были. (Смеется.) За 10 лет произошло, мне кажется, очень многое. Сейчас Красноярск по темпам жизни стал догонять Москву — развитие идет, население активное, чувствуется, что город весь в бизнесе. Однако и люди изменились — больше пафоса стало, все на столицу равняются что ли.
Что мне категорически не нравится — некоторые современные архитектурные решения, которые вообще не вписываются в городскую среду. Как, например, огромный бизнес-центр вокруг маленьких зданий на ул. Маерчака около СФУ. Или вот эти гостиницы в центре. Хотя в целом город стал лучше. Свежего воздуха только не хватает.
Я за эти годы повзрослел — окончил школу, получил качественное высшее образование и стал единственным юристом у огромного предприятия. Причем еще до получения диплома. В ближайшем будущем буду себя развивать, стоить карьеру, создам семью и куплю квартиру — вот мои цели».
Ольга, 30 лет, преподаватель вуза: «Честно, не очень помню 2007-й… Тротуары стали меньше, дороги — шире. Пробок стало больше, заборы — еще дырявее, чем были, поэтому если машина мимо проезжает, она обязательно обольёт. (Смеется.)
Насчет внешнего вида Красноярска: все-таки реставрируют памятники культурного наследия — это отрадно. Ну и вообще в принципе приводят в порядок исторический центр — это круто! По новой застройке — местами архитектура радует и реально из себя нечто интересное представляет. Например, новый жилой комплекс на ул. Республики похож на "Тетрис", любопытно выглядит. С другой стороны, активно строящийся "Покровский" абсолютно ничего интересного из себя не представляет. Интересно, что в последние годы новую жизнь дают старым домам культуры — та же "Каменка" например. В Европе есть понятие постиндустриальных пейзажей — у нас это почему-то началось именно со старых ДК.
Лучше стал город или хуже? Ну это как посмотреть. Я здесь живу 30 лет — кажется, хуже не стал. Он где-то балансирует. С одной стороны, к Универсиаде его готовят, с другой — дома становятся выше, а человек меньше. Дворы становятся меньше, зелень исчезает — это неприятно. С детсадами и школами у нас все не очень хорошо. Родной город должен думать о тех, кто в нем живёт.
У меня за 10 лет два раза изменилось семейное положение, получила образование, нашла хорошую работу. Дети — в планах.
Виталия, 30 лет, дизайнер одежды: «Самое главное, что Красноярск стал расстраиваться — он увеличивается и как раз за последние 10 лет стал миллионником. И я заметила такой факт, что город стал более коммерческим — очень много машин с московскими номерами сюда приезжают, многие люди ходят и торопятся куда-то. Вы знаете, наш город — это маленькая Москва. (Смеется.) В 2007-м это тоже замечалось, но Красноярск был просто меньше, жизнь в нем так не бурлила, как сейчас.
Но, с другой стороны, тогда было меньше пробок, экология лучше. Меньше было очередей и раздраженных из-за этого госслужащих. Сейчас они постоянно пытаются нахамить — мне кажется, их даже выращивают на каком-то специальном полигоне. (Смеется.) Это все обуславливается тем, что город стал более населённым — нужно думать о расширении дорог, микрорайонов. Чтобы растущее население уместить в комфортных условиях. Не хватает метро — из-за этого пробки, злые люди, аварии.
Хотя внешне Красноярск, очевидно, стал лучше. Буквально сегодня слышала разговор двух женщин на эту тему — они обсуждали появление в городе красивых клумб и кустов. Но, на мой взгляд, зелени все-же не хватает. У нас пройдет Универсиада — это отличный показатель стремления к другому уровню.
Этот город подарил мне любовь, и за это я Красноярску очень благодарна. Пока не достигла максимального саморазвития, но я к этому стремлюсь и сейчас на верном пути».
Олеся, 31 год, банковский служащий: «Фонтаны появились, брусчатка на тротуарах. Дома современные начали строить — яркие, красочные. Подход к архитектуре стал более жизнерадостным. Красноярск стал нескучным, какие-то объекты достраиваются, новые появляются. Горнолыжный курорт свой, опять же, теперь есть. "Столбы" обустроили, "Роев ручей". Кто хочет отдыхать, тот найдет себе возможность, инфраструктура для этого более чем развита. Хотя мне тогдашние "Столбы" больше нравились — своей дикостью.
Дороги у нас ужасные — как были, такими и остались. Отвратительные — особенно за пределами центра. Латают заплатками — ремонт за эти годы никуда не продвинулся. Но при этом гораздо лучше работает общественный транспорт.
В целом город однозначно стал лучше. Знакомые после долгого отсутствия не узнают Красноярск. Социальные проблемы остались, но он стал более современным, красота появилась. Вот ситуацию с дорогами да экологией осталось решить.
Десятилетие для меня стало очень положительным — выучилась, встала крепче на ноги, вышла замуж и теперь хотим детей. (Смеется.)».
Людмила, 50 лет, фотограф: «10 лет — это такой срок. Дайте подумать… А! Фонтаны появились, причём в огромных количествах. Сильно преобразился остров Татышев — это, пожалуй, самое яркое. Ну а в остальном… Ну если только центр почище стал. В парке 100 лет не была. Театры отреставрировали.
Кстати, "Красфарма" перестала чадить пенициллином на весь правый берег. В целом, по сравнению с 2007-м, экология стала лучше — аффинажный этот, цветмет перестал чадить. Но в нашем городе без ветра нельзя вообще — иначе мы от транспорта задохнемся. Автомобилизация у нас зашкаливает и пробки колоссальные. Предложение только одно — с каждой стороны дороги по метру убрать и еще по одной полосе добавить. Лучше бы с самого начала, когда метро затевалось, на это деньги потратили.
Так-то Красноярск, конечно, стал привлекательнее. Посмотрите на окружающие здания! Ну и я за эти годы изменилась — старше стала и мудрее. И это главное».
Новостипотеме:
«Нам 10 лет»: вспоминаем из новостей, чем жил Красноярск в 2007 году