Со специальным прибором экологи весь май выходили на улицы Красноярска
Экологи начали проводить измерения выбросов автомобилей на дорогах Красноярска. Весь май ученые при помощи специального оборудования брали пробы воздуха на обочинах самых загруженных городских магистралей. О результатах замеров в среду, 31 мая, рассказал кандидат технических наук, старший сотрудник СФУ Сергей Михайлюта.
Как рассказал учёный, накануне коллектив специалистов в области мониторинга окружающей среды закончил первый этап научно-исследовательского проекта, направленного на исследование влияния выхлопов автотранспорта на атмосферу Красноярска. В течение мая на магистралях города в дневное и ночное время были отобраны пробы воздуха и впоследующем проведён химический анализ в специализированных лабораториях. Несмотря на силу ветра до 16–18 м/с в период дневного отбора, на автомагистралях города фиксировались концентрации бенз(а)пирена на уровне 2 ПДК при интенсивности движения в отдельные периоды до 15 000 авт/ч. В вечернее и ночное время до 7 ПДК.
«Целью наших исследований является выявление того, как проявляются выбросы автотранспорта на фоне выбросов промышленных предприятий», — подчеркнул эколог. Измерения проводили на основных транспортных артериях города — ул. Партизана Железняка в районе мединститута, ул. Вейнбаума у городской администрации, ул. Ленина, пр. Свободном в районе «Космоса», на Предмостной площади, пр. Красноярский Рабочий в районе «Спутника» и в районе КрасТЭЦ, а также на магистрали за КрАЗом.
«Мы выходим, выставляем на обочине оборудование — прибор стоит на штативе на высоте 1,6 м от земли — специально, чтобы выбросы попадали в приёмник. Взяли все самые опасные углеводороды и частицы пыли и измеряли их во всех указанных точках», — говорит Михайлюта. Измерения проводили ночью и днём в одних и тех же местах, чтобы сравнить концентрации при разном количестве транспорта.
Первой точкой наблюдения стала ул. Вейнбаума у Коммунального моста, где поток автомобилей превышает 6 тыс. машин в час. «Мы видим, что май у нас был достаточно ветреный, примеси хорошо раздувались и проветривались — фактически выбросы промпредприятий формировали общий рассеянный и, можно даже сказать, пониженный фон загрязнения. Но тем не менее в светлое время суток концентрация некоторых веществ превышает ночные показатели в 25 раз», — делится наблюдениями эксперт.
В дневное время на магистралях наблюдается повышенный уровень загрязнения формальдегидом, бенз(а)пиреном, ацетальдегидом и сажей. Например, у «Космоса» концетрация формальдегида превышает норму в 2 раза, а в районе мединститута в 2,5 раза.
«Если мы посмотрим на бенз(а)пирен — ситуация здесь иная. Мы встретили здесь два сценария изменения концентрации этого вещества. На ул. Вейнбаума днем 2 ПДК, а ночью 1 ПДК. Можно сказать, автотранспорт исчез — концентрация уменьшилась, но были ситуации иные. На мединституте днем — примерно 1 ПДК, а ночью концентрация выросла в семь раз. Если считать, что концентрация днём 1 ПДК, а ночью 7 — значит, среднесуточная находится на уровне 3–5 ПДК. ПДК этого канцерогена, относящегося к 1-му классу опасности, — 0,01 мг/кубометр. То есть мы видим, что воздух в районе крупных автомагистралей постоянно находится в зоне высоких концентраций, опасных для здоровья и жизни», — продолжил рассказывать эколог. При этом в районе мединститута, по его словам, транспортный поток достигает 15 тыс. автомобилей в час.
«Ацетон и ацетальдегид. Официально принятая максимальная расчетная концентрация в жилой застройке Красноярска составляет 0,2 ПДК. Что мы видим на дорогах — 13 ПДК на Ленина, 16 ПДК на мединституте, еще 0,5 ацетона мы нашли на Вейнбаума», — делится наблюдениями Михайлюта.
Формальдегид, ацетальдегид и бен(а)пирен, как отмечают экологи, это наиболее распространенные компоненты автомобильных выхлопов. Причина их присутствия в выбросах — неполное сгорание топлива и его недостаточное качество. Таким образом, нужно понять, на какой именно транспорт приходится наибольший объём загрязнения. «Не помешало бы и ужесточение требований техосмотра автомобилей — нужно их серьёзно проверять. Начнем с того, что автобусы с плохим выхлопом должны перестать ходить по нашим дорогам, а большегрузный транспорт нужно уводить за город — мы уже увидим облегчение», — говорит эколог.
Также, по его словам, в городе необходимо выстраивать систему управления выбросами транспорта — например, поставить сигнальную систему, которая будет вовремя сообщать, что, например, автомагистраль уже переполнилась и нужно либо ограничивать, либо перераспределять транспортные потоки.
До конца года, говорит эколог, они планируют провести ещё три этапа измерений: «Нужно продолжать проверять воздух на магистралях в других метеоусловиях и в другие времена года — после этого можно будет усреднить данные и сделать более конкретные выводы».
Все данные измерений учёные планируют передать в Роспотребнадзор, Росприроднадзор, министерство природных ресурсов. Любые данные экологических исследований, по их мнению, должны ложиться в основу экологической политики и управления качеством окружающей среды.
Фото предоставлены Сергеем Михайлютой (1, 3, 4, 5), Максима Косова (2, 6)