«Черное небо» вновь опустилось на Красноярск. Город окутала густая белая дымка, вместо линии горизонта взгляд упирается в плотный слой смога. 20 сентября власти ввели режим неблагоприятных метеоусловий. С начала года этот режим в общей сложности действовал 52 дня: примерно каждый 5-й день вредные вещества не рассеивались в воздухе. В прошлом году красноярцы прожили в НМУ 63 дня. После того как едкая дымка накрывала город на целые недели, краевые депутаты провели общественные слушания, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Мы предлагаем читателям ответить на вопросы — в чем, по их мнению, причина удушающей вони и дымки и как можно спасти положение.
В режим НМУ мэрия рекомендует отказаться от поездок на личном авто по городу. Готовы ли вы это сделать хотя бы на время?
Доводы «за»: В 2015 году автомобили выбросили в воздух Красноярска 66 тыс. тонн вредных веществ. Средняя концентрация бензапирена в воздухе почти в 4 раза превышает допустимые значения.
Доводы «против»: Машины выбрасывают в воздух только 1/3 вредных веществ. Логичнее не ограничивать автотранспорт, а работать с предприятиями, на которые приходится почти 2/3 всех выбросов.
В апреле 2016 года краевые депутаты предложили правительству перенести за город промышленные предприятия. Поддерживаете ли вы эту идею?
Доводы «за»: По данным краевого министерства природы, в 2015 году производства компании «РУСАЛ» выбросили в атмосферу 60,5 тыс. тонн различных веществ (пыль, фтористые соединения, оксид углерода, сернистый ангидрид).
Доводы «против»: На «КрАЗе» сейчас работает больше 4 тыс. чел. Куда пойдут работать эти люди? Кроме того, за последние 10 лет выбросы снизились на 1/4.
Долгие годы идут разговоры о газификации края. Краевые власти ведут переговоры с «Газпромом» и федеральными властями. Поддерживаете ли вы отход от угля?
Доводы «за»: ТЭЦ и котельные — вторые по величине выбросов после «РУСАЛа», по словам представителей Росприроднадзора. Воздух города отравляется диоксидом серы, оксидом углерода, диоксидом азота, оксидом азота.
Доводы «против»: Газификация края очень затратна. На это уйдет от 170 млн до 250 млн руб.. Кроме того, при переходе на газ цены за тепло могут вырасти.
Как вы относитесь к предложению построить огромный экран в водах Енисея у Красноярской ГЭС, который позволит реке замерзать?
Доводы «за»: Река в черте Красноярска перестала замерзать после строительства ГЭС. В итоге зимой над ней скапливается туман. Из-за этого автомобильный смог, вредные вещества не могут подняться в атмосферу.
Доводы «против»: Возведение речного экрана оценивается в 250 млн руб. Дефицит бюджета города — около 1 млрд, вряд ли в бюджете найдутся средства для строительства экранов.
Ряд транспортников Красноярска предлагают заменять маршрутки трамваями, начать строительство метро, перевести маршрутки на газ. Спасет ли это город от смога?
Доводы «за»: И метро, и скоростной трамвай перевозят в разы больше пассажиров, чем обычные маршрутки. Пробки и заторы существенно уменьшатся.
Доводы «против»: Строительство метро и трамваев слишком затратно. Губернатор запуск одной станции метро в городе оценил в 60 млрд. И потом, напоминаем, — на выбросы транспорта приходится примерно 1/3 всех выбросов.
В 2010 году НМУ суммарно действовал 16 дней, в 2013-м — 27, в 2014-м — 40, в 2015-м — 67. Верите ли вы, что ситуация изменится в ближайшие годы и «черное небо» навсегда уйдет из Красноярска?
Антон Понарин
Фото Артема Ленца