После 40 дней почти непрерывного режима «черного неба» по городу поползли слухи о запуске ферросплавного завода, против строительства которого долго и упорно митинговали тысячи красноярцев. Мы узнали у опытного металлурга, что из себя представляет производство ферросплавов, и, вооружившись квадрокоптером, тайно посетили площади завода «Крастяжмаш». Про едкий дым на его территории и странные машины на проходной ЕФЗ — читайте далее.
Официально тема строительства Енисейского ферросплавного завода под Красноярском закрыта еще в середине 2015 года: Верховный суд запретил компании-инвестору «ЧЕК.СУ-ВК» возводить объект 1-го класса опасности.
В начале 2016 года Красноярск окутал густой смог, и по городу поползли слухи: завод за «Солнечным» все же запущен. «4 месяца работаю на заводе… возил троих, кто там работает… работает, еще не на полную мощность», — заверяли наши читатели в комментариях, а один из них даже подробно описал маршрут, как добраться до работающего завода.
Слухи распространялись в ситуации полного непонимания о причинах черной дымки и вони в городе. За 40 дней режима «черного неба»-2016 официальные власти так и не дали внятного объяснения. В краевом министерстве природы нам рассказывали то про неизвестные органические вещества, то про то, что никаких вредных веществ в воздухе нет. Губернатор Толоконский всю вину сваливал на отсутствие ветра.
Чтобы понять, как выглядит работающее производство ферросплавов и что следует искать, мы связались с Юрием Канаевым, металлургом с 43-летним стажем: он руководил цехами Кузнецкого завода ферросплавов (Новокузнецк), а в конце «нулевых» как эксперт оценивал проект ЕФЗ. По его словам, производство ферросплавов — непрерывный процесс, работники трудятся в несколько смен. В Красноярске же на заводе предполагалось разместить 5-6 плавильных печей.
Первый раз мы отправились в район «Крастяжмаша» в субботу, 19 марта, в 19:00. Свернув с Енисейского тракта после деревни Старцево, мы оказались на узкой, покрытой ямами и лужами дороге. Проследовав по ней, прямо перед собой мы увидели здание котельного цеха «Крастяжмаша». Из его трубы шел легкий дымок, а в нос бил резкий запах гари, словно кто-то жег костер или работал с выжигателем.
По ощущениям, запах горелой древесины шел с территории лесопилки рядом с котельной. На большой огороженной территории можно было заметить дымящиеся трубы, горы бревен и стопки аккуратно сложенных досок.
Объехав уже в темноте несколько раз вокруг котельного цеха, лесопилки и понаблюдав за корпусом ЕФЗ,
никаких признаков непрерывного производства мы не обнаружили.
Долетал лай собак, дымили лишь трубы котельной и лесопилки, по ухабам проползло несколько легковушек.
В понедельник днем мы повторно проехались по тому же маршруту. В рабочий день котельная так же дымила, но запах был гораздо слабее, ощутить его можно было по-прежнему только у лесопилки. Вывеска на территории сообщала, что здесь ведется строительство саун и бань, возле бревен крутилось несколько рабочих азиатской наружности.
При свете дня пространство между корпусами ЕФЗ и котельным цехом «Крастяжмаша» произвело двоякое впечатление.
С одной стороны, линии ЛЭП и железная дорога, тянущиеся к заводу, объясняли, почему разместить ЕФЗ решили именно здесь. С другой стороны, своей запущенностью территория напоминала кадры из чернобыльской Припяти: разбитые дороги с огромными лужами, брошенные вагоны на железнодорожных путях, бетонные скелеты каких-то зданий, ржавые металлические конструкции. Периодически с Енисейского тракта съезжали и уходили вглубь территории небольшие бетономешалки и «газельки». Согласно сайту краевой администрации, котельная в данный момент принадлежит «Региональной тепловой компании», которая отапливает значительную часть «Солнечного».
Примерно в 100 м от котельной и в 2 км от корпусов ЕФЗ мы нашли серую пятиэтажку. Ее обитатели настороженно посматривали на нас в окна, одна из дам с сигаретой в руках поинтересовалась через форточку, что мы тут ищем. Узнав, что ферросплавный завод, протянула: «Не-е-е. Это общежития строительной компании "Агат"».
Осмотрев территорию «Крастяжмаша» с помощью квадрокоптера, никакой активности мы не заметили: сугробы, ржавые шлагбаумы и ни малейшего признака дыма из труб. Подобраться к проходной завода со стороны Енисейского тракта оказалось целым приключением: узкую дорогу, похоже, никто не чистил от снега, и сейчас там разливаются огромные глубокие лужи.
Рядом с корпусами ЕФЗ сейчас работает пункт приема металлолома, чьи посетители на расспросы о ферросплавах бурчат: «Ничего не знаем».
У проходной завода стоит несколько машин, дежурит охрана, въезд перекрывает шлагбаум. На наших глазах к шлагбауму ненадолго подъехала какая-то фура, а с самого завода выехала машина. Перед выездом ее очень внимательно осмотрел один из охранников.
Воздух у входа в завод показался довольно свежим, никаких шумов из-за бетонного забора не раздавалось. Как и в глубине площадей «Крастяжмаша», у проходной мы не увидели ни потока машин, ни дыма из труб, ни других признаков непрерывного производства.
В компании ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» заявления о тайном запуске Енисейского ферросплавного завода назвали «глупостью»: «Здание нужно охранять, у нас там охрана и 7 человек в офисе представительском. Конечно, машины будут въезжать и выезжать, они же не пешком туда ходят».
Эксперт по выплавке ферросплавов Юрий Канаев отмечает, что такое производство скрыть невозможно. По проекту, на ЕФЗ предполагалось в год выплавлять порядка 200 тыс. тонн ферросплавов. Такие мощности потребовали большой нагрузки и на железнодорожные пути, и на подъездные транспортные пути. Уменьшить же нагрузку и выплавлять не 200 тыс. тонн, а, например, 50 тыс. — значит резко снижать рентабельность: месторождение марганцевых руд расположено в Кемеровской области.
Лидер экологической организации «Зеленая лига» Сергей Шахматов все слова о запуске ЕФЗ также считает несерьезными. По его словам, любое металлургическое производство должно иметь трубу для отведения газов: отсутствие дыма из нее — явный признак того, что металл не вырабатывается. Кроме того, работу любого ферросплавного завода можно обнаружить по соединениям марганца в воздухе, которых вблизи ЕФЗ не наблюдается.
На сайте ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» говорится, что теперь компания планирует строить завод металлургического марганца у поселка Туим мощностью 80 тыс. тонн в год. Изготавливать его планируется методом электролиза без плавильных печей.
Антон Понарин
Фото и видео Артема Ленца