Стоящие уже больше недели морозы идут на убыль, но погода расслабиться не дает: потепление будет недолгим. При этом климатологи и ученые заявляют, что красноярские зимы становятся всё теплее и малоснежнее. Какую роль в исчезновении снега и появлении странных туманов играет вновь открывшаяся ГЭС и является ли это туманом, а не вредными выбросами, разбирался корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Затянувшиеся на все новогодние каникулы морозы, по данным синоптиков, сменит кратковременное потепление. Однако, как рассказал ведущий специалист Среднесибирского УГМС Сергей Кабайкин, передохнуть от зимней стужи удастся недолго — к концу недели вновь крепко похолодает.
Ночные
градусов на среду, 13 января, сменятся вполне комфортными –14…–16 днем. В ночь на четверг подморозит до –20, а днем потеплеет до –13…–15 градусов и пройдет небольшой снег. Однако уже в пятницу, 15 января, мороз снова вернется: температура ночью составит –22…–24 градуса, днем будет –17…–19. На выходных ночные температуры будут опускаться до –27…–29 градусов, днем — до –24. По словам синоптика, если в середине недели прогнозируемая температура будет всего на 1–3 градуса ниже нормы, то в конце недели — на 7–9 градусов ниже средних многолетних значений.
Причиной столь затянувшихся морозов стал зависший над Западной Сибирью блокирующий гребень, который препятствует проникновению тепла с запада.
При этом эксперты отмечают, что зимы в Красноярске с каждым годом становятся всё теплее. «За исключением отдельных лет, крепких и долгих морозов давно нет, и зимы стали мягче, — констатирует руководитель отдела климата Среднесибирского УГМС Любовь Щербакова. — Самая теплая зима за 100-летнюю историю наших наблюдений была в 2007 году, тогда средняя температура за 3 месяца составляла –8,6 градуса. Зима 2014/2015 с –7,5 градуса оказалась на 2-м месте по этому показателю за всю историю».
Каждые 10 лет в крае теплеет на 0,18 градуса. Самой холодной за 100-летнюю историю наблюдений, по ее словам, стала зима 1969 года — средняя температура зимних месяцев составила –19,3 при норме –12 градусов.
За исключением отдельных лет, с каждым годом становится меньшим и снежный покров, говорит Любовь Щербакова. Рекордной стала зима 2009/2010 — тогда выпало 56 см снега, и это превысило все наблюдения климатологов за предыдущие 100 лет. Самыми малоснежными эксперт назвала зимы 1981 и 2001 годов. Если в 1960-е годы наблюдениями фиксировались порядка 40 см, то в последние годы — порядка 20 см. «На последний день декабря 2015-го высота снежного покрова по опытному полю была всего 15 см — это крайне мало», — добавляет эксперт.
По словам ведущего специалиста Сибирского регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института Ирины Лучинской, глобальное потепление в Сибири стало наблюдаться со второй половины 70-х. Но с начала XXI века все чаще стали возвращаться лютые морозы. Приостановку глобального потепления г-жа Лучинская объяснила действием космических сил и приливов: «Считалось, что потепление движет парниковый эффект, однако оказалось, что есть и другие естественные факторы».
Некоторый отепляющий эффект может оказывать Богучанская ГЭС, но ее влияние не распространяется на дальние расстояния, утверждает Ирина Лучинская:
«Максимум, что она может вызвать, — это туманы в теплое время года».
Сейчас на дворе не самое теплое время года, но обилие туманов за прошедший декабрь красноярцы ощутили сполна — плотная завеса регулярно окутывала практически все районы города. Однако Любовь Щербакова с этим не согласилась, попросив не путать туман речной и так называемый радиационный, образующийся от конденсата с охлажденной земли. «Так как город расположен на разных ярусах по высоте относительно Енисея — его незамерзающее русло оказывает очень большое влияние на образование туманов. Но они проявляются очень локально — преимущественно в Центральном районе и нижних правобережных районах», — утверждает она. По ее словам, нет таких данных, что туманы увеличились — в декабре 2015 года, по наблюдениям синоптиков, туман держался всего 1 день. Речной же туман метеостанция не фиксирует.
«То, что висело в декабре над городом, к метеорологии относится с натяжкой — это не туман, а смог, который появляется при слабом ветре. Есть такое понятие — опасная скорость ветра, порядка 2–3 м/с, дует очень слабо и как раз вдоль траектории ветра наблюдается наибольшая загрязненность воздуха в городе», — утверждает доктор географических наук, профессор СФУ Дмитрий Бураков. В таком случае, по его словам, если ветер дует как раз с «КрАЗа» или каких-то других источников, например от мощных автомагистралей, — то дует, как правило, в сторону центра. Сейчас, говорит ученый, преобладает антициклональная погода — отсюда и безветрие, и бесконечные режимы «черного неба». При антициклональной погоде всегда усиливается смог и увеличиваются туманы — облачность меньше и ночью идет сильное выхолаживание земли. «А если земля сильно охлаждается, то в приземном слое идет конденсация — это как холодная крышка над кипящей кастрюлей», — поясняет г-н Бураков.
Туманы, по словам Дмитрия Буракова, чаще фиксируются за городом, так как в городе теплее и конденсация происходит в меньшей степени. В самом Красноярске температура обычно на 3–4 градуса выше, чем за его пределами, — из-за антропогенного воздействия.
«Воздух в городе обогревается автомобильными выхлопами, отоплением домов, дымом от заводов. Чем больше город, тем выше температура», — говорит он, соглашаясь с доводами метеорологов о теплеющих зимах. По его наблюдениям, они стали теплее на 2–3 градуса, и это по вышеуказанным причинам ощущается прежде всего именно в Красноярске. «Ядро зимы стало короче, а иногда и вовсе отсутствует — это когда 10–15 дней непрерывно жмет за –30. А у нас сейчас –21…–25, похоже, наступило ядро нынешней зимы. У нас очень теплый был декабрь, гораздо ниже нормы», — добавляет ученый.
«Мороз давит — на этом фоне хорошо чувствуется смог. Что еще может быть причиной тумана в такую погоду? Выбросы замерзают, и их становится видно. Туман — это испарения, а у нас что может испаряться? Только Енисей. Но он никогда не испарялся, накрывая колпаком на весь город», — отмечает председатель общественной экологической организации «Зеленая лига» Артем Карданец.
Максим Косов
Фото Артема Ленца