Ничем не примечательное алтайское сливочное масло в упаковке, похожей на десятки других, угодило под пристальный взор надзорных органов, а торговые сети поспешили убрать его с прилавков. Роспотребнадзор заинтересовался маслом от ООО «Алтай-М» после июньской рейтинговой оценки масла, которую оно с треском провалило. Выяснилось, что такого производителя не существует в природе, и после сигнала от Роспотребнадзора сеть «Командор», где был куплен образец для оценки ЦСМ, заявила о снятии масла с продажи. Как масло «из ниоткуда» попало на прилавок крупнейшей сети и насколько застрахованы покупатели от подделок — в материале далее.
О сливочном масле от ООО «Алтай-М» в субботу 28 ноября сообщили в пресс-службе краевого Роспотребнадзора. Под пристальное внимание надзорных органов данный продукт угодил в июне, после проведенной специалистами красноярского ЦСМ рейтинговой проверки сливочного масла. Эксперты тогда приобрели пачку масла от ООО «Алтай-М» в магазине по ул. Вавилова, 1 стр. 39, где, согласно 2ГИС, находится гипермаркет «Аллея». На этикетке продукта было указано, что сливочное масло массой 180 г изготовлено в Бийске Алтайского края по адресу ул. Чехова, 13«а».
Рейтинговая проверка сливочного масла прошла 25 июня. По словам главного специалиста Красноярского ЦСМ Надежды Воронкиной, именно бийский продукт в ходе испытаний вызвал больше всего вопросов у экспертов:
«Его вообще есть вредно! Влаги чересчур много, а вот жира, наоборот, оказалось меньше, чем нужно. Установлен несвойственный сливочному маслу запах и наличие посторонних привкусов», — говорит эксперт.
После проверки информация о недобросовестных производителях ушла в управление Роспотребнадзора. «В первую очередь мы сделали запрос алтайским коллегам по поводу данного производителя — там ответили, что по указанному адресу такого нет», — рассказала пресс-секретарь краевого Роспотребнадзора Наталья Краснопеева.
Представитель Роспотребнадзора по Алтайскому краю Анна Панина вспоминает, что сигнал от красноярских коллег поступил этим летом. Коллеги Паниной выяснили: по указанному на упаковке адресу находится одноэтажный частный жилой дом. В алтайском управлении по пищевой и перерабатывающей промышленности уверяют, что никто в крае не выдавал даже сертификат на эту продукцию.
«Если производитель не установлен, никто не гарантирует качество данного продукта: где он производился, в каких условиях, какие компоненты использовались, масло ли это вообще», — уточнила Наталья Краснопеева.
Сразу же после субботнего заявления краевого Роспотребнадзора группа компаний «Командор» (ей принадлежит гипермаркет «Аллея») заявила: информация о странном масле поступила к ним в июне этого года — сразу после того как выяснилось, что этот продукт является контрафактным, поставщик забрал всю партию как возврат.
Однако в ленте комментариев читатели НГС утверждали, что до сих пор находят масло этой марки в магазинах сети на Высотной, Щорса, Ладо Кецховели:
«Судя по всему, на прошлой неделе и был июнь, потому что я своими глазами видел это масло в супермаркете на Тотмина», — написал во вторник, 1 декабря, пользователь Джокер. Корреспондент НГС.НОВОСТИ в пятницу, 4 декабря, прошелся по пяти супермаркетам «Командор» в Советском и Октябрьском районах, однако этого масла не нашел.
Масло от «Алтай-М» долгое время поступало в Красноярск из Бийска в достаточно больших объемах, говорит Яна Артышко, руководитель отдела продаж ООО «Гранд Ритейл» (производство и реализация сливочного масла и спредов). По ее словам, поставки в Красноярск были приостановлены еще в июне.
Директор по маркетингу ГК «Командор» Дмитрий Полуянов уверяет, что найти масло от неизвестного поставщика теперь невозможно. «Думаю, люди не понимают, о каком именно масле идет речь, и просто увидели похожую этикетку. Мы вывели этот товар из ассортимента в конце июня и заблокировали штрих-код». По его словам, в таком случае продать этот товар не получится — в системе его нет, он полностью уходит с полок. «Если покупатели приведут нам конкретные факты, с датой, с фотографией — мы, конечно, разберемся, но я с полной уверенностью заявляю, что в ноябре этого масла у нас в сети не было», — заявляет г-н Полуянов. По его словам,
как и 90 % других товаров, алтайское масло поступало в сеть через посредников и «было вполне нормальным». Документы, которые предоставлял поставщик, никаких подозрений у сотрудников «Командора» не вызывали.
«К сожалению, мы не можем объехать и проконтролировать, где физически находится каждый производитель, — у нас более 40 тыс. наименований товаров. Если есть сертификаты соответствия, то мы им доверяем, так устроена вообще система в России», — говорит представитель «Командора». Без этого документа, без соответствия ГОСТам или ТУ, по его словам, ни один товар на полки не попадет. Подтверждает его слова и Яна Артышко, отмечая: документы являются единственным инструментом защиты от недобросовестных производителей. «Если возникают какие-то сомнения, то образец товара отдается в лабораторию — больше никак производителя не проверишь», — подчеркивает она.
По словам г-на Полуянова, обман со стороны производителя бьет по репутации продавцов, ведь те неосознанно причиняют вред потребителю — тогда вместе с пострадавшим в результате его действий покупателем продавец начинает судебные тяжбы.
Максим Косов
Фото thinkstockphotos.com (1), prodnadzor.info (2)