Александр, 25 лет, рок-музыкант и зубной техник: «Я живу в Канске. Концерты отыгрываем в Красноярске. Выступали в ночных клубах, здесь очень заводные люди. Купил себе гитару новую. (Смеется.) Из-за кризиса они подорожали рублей на 5, на 7. В политике какие события? Ну не знаю. Украину жалко. До конца года планирую доделать в квартире ремонт и купить еще бас-гитару!».
Уже через месяц в городе можно будет наблюдать предновогоднюю лихорадку. За 10 месяцев 2015 года красноярцы пережили резкое ослабление курсов валют, волну сокращений, почти 10%-ный рост цен. За 2 месяца до Нового года корреспонденты НГС прошлись по улицам Красноярска и поинтересовались у горожан, какие события этого года они считают главными в своей жизни и что планируют успеть сделать до 2016-го.
Ольга, учится в СФУ на ресторатора, танцует, рисует: «Летом, как и планировала, слетала в Питер на несколько дней. Планирую закончить курс и летом перевестись туда. Там другая культура, город красивый, люди совсем другие, ну и молодой человек там».
Некоторые красноярцы показались нам не очень откровенными… или очень довольными всем-всем-всем. «Про события по городу ничего не скажу, за политикой не слежу, а в целом год интересным выдался. Как-то по-другому на жизнь посмотрел. В чем именно? Э, нет, ну зачем? Просто все здорово. Лето было прекрасным, начиная с весны, осень мягкая. Все течет так, как нужно», — рассказывает 31-летний Александр, «работающий в разных направлениях».
Светлана, 41 год, «работает с бюджетом»: «Не оставляет равнодушной трагедия с авиалайнером. Очень жалко людей, заставляет задуматься о том, что происходит в стране, на свой отдых по-другому взглянули. Летать реже не будем: мы живем в Сибири. Если мы будем летать, то будем летать всей семьей, мои дети и муж должны быть со мной: если что-то случится, чтобы… В этом году мы построили красивый дом из газобетона. Хотела бы весной продолжить ремонт, отделку».
Георгий, 29 лет, инструктор по сноуборду и серфингу: «Для меня год прошел очень легко, очень динамично. Были какие-то проблемы в виде травм, но вроде все нормально. Реализовал все, что планировал, — прожил на Бали полгода. Сейчас вернулся и буду работать, чтобы опять это сделать! Планирую поехать на Шерегеш покататься и поработать. Ребята рассказывали, что там круто».
Денис, 38 лет: «На данный момент безработный, ищу работу. Занимался перевозками грузов, дальнобойщик. Найти работу очень сложно. Вот прямо сейчас хожу по собеседованиям, а везде сокращения. На сегодняшний день нужно 40–50 [тыс.] получать, а даже на 20 тыс. не берут».
Наталья, 40 лет, работник здравоохранения: «Я приехала по делам из Казахстана. Обалденный город, безумно доброе отношение. Чувствуется ли в России кризис? Вы знаете, чем больше зарплата, тем выше потребности. По сравнению с теми годами, когда я была здесь, этот год более удачлив для России. Понравилось, что ужесточили ПДД, жестче наказывают за опьянение. У нас в Казахстане патрульная служба жестко относится к нарушителям. И по сравнению с Россией ее очень много: буквально через каждые 10 метров стоят».
Анна Николаевна, медицинская сестра: «Год был тяжелый. Цены выросли, зарплата нестабильная. Нет такого, что получаешь каждый месяц одно и то же. Постоянно что-то обрезается. Из радостного? Внучка родилась, скоро второй будет, телевизор большой купили. В конце года заезжаем в новую квартиру. Дом под снос попал наш. Теперь из центра в "Солнечный" уезжаем. Вы представляете? Жить в центре и переехать в "Солнечный"…». (Вздыхает.)
Артур, стоматолог, 23 года: «Ощущения от года такие, что люди перестали зубы лечить. (Смеется.) Подавленность легкая прослеживается. С другой стороны, народ вроде бы не унывает. Хотелось, как и всем, наверное, куда-то съездить, отдохнуть. Но из-за финансового положения все это откладывается. Ничего на конец года не планирую. Присматриваю потихоньку подарки родителям».
«На конец года губернатор сокращает наш отдел. Ждем уведомлений, пойдем отмечать это событие», — признается работница финансового бюджетного учреждения Татьяна. Фотографироваться девушка отказывается, однако выглядит жизнерадостной, уверяет, что работу будет искать с коллегами, «когда станем свободными, а сейчас сидим и ждем».
Анатолий, таксист, 43 года: «Все года по-своему тяжелые — этот год ничем абсолютно не запомнился. Рутина. Кредиты, что-то происходит и нужны деньги. Постоянных клиентов стало меньше, все стараются ездить подешевле. Много копеечных такси с развалившимися машинами. Планирую в конце года подкопить денег на январь-февраль. (Смеется.) Люди вообще перестанут ездить — всё на праздники истратят».
Светлана, 43 года, юрист: «Моя дочь за успехи в школе получила золотую медаль и поступила на бюджет в медуниверситет Санкт-Петербурга. Мы настолько были сосредоточены на ЕГЭ, что вообще ничего не заметили в экономике, 2 года занимались. (Смеется.) Планировали отдохнуть, но поехали поступать. В конце года думаем пройти по врачам, поправить здоровье, заняться спортом, потому что как-то забросили себя».
Виталий, 28 лет, работник завода «Радиосвязь»: «В июле родилась дочь Ева. Еще ипотеку взяли, ждем заезда. Давно ее предлагали. Взял бы сразу, так сколько бы уже проплатил? Чего бояться? Расширяться надо. Запомнилось открытие моста, вроде центр разгружен. На Брянской [развязку] плохо делают: задумали что-то, потом закрыли. А на [реконструированном] перекрестке Авиаторов – Молокова почувствовал, что едешь там и постоянно все нарушают: налево поворачивают, где разрешено только прямо, и аварии постоянно».
«Есть ощущение, что мы катимся в пропасть», — с ходу заявляет нам работник полиграфии Сергей Васильевич. Мужчина активно следит за внешней политикой. События вокруг Сирии его серьезно настораживают: опасается, как бы не отразились на экономике страны. Никаких положительных перемен в жизни города Сергей Васильевич не ожидает «до тех пор, пока руководство страны, губернатор, мэр не будут проводить одну политику».
Людмила Германовна, 65 лет, пенсионерка: «На моей жизни не сказались, но запомнились все события, связанные с Украиной, а теперь с Сирией. А если о личном, то заметила, как цены повысились. В кризис сложно что-то планировать, поэтому дай бог, чтобы хуже не было. Хочется внукам что-нибудь подарить к Новому году. Кому планшет, кому еще что-то».
Константин, 22 года, сотрудник полиции: «5 лет жил в Омске, учился в вузе, вернулся домой. Все было настолько однообразно в этом году, вот честно. В работе ничего особенного. 5 лет учился, пришел [работать] и ничего особенного. С ожиданиями мало совпало. Хуже [чем представлял]. (Смеется.) Планирую уехать обратно в Омск. Я там играю в КВН в команде "Достучаться до звезд", и мне там нравится».
Антон Понарин
Фото Артема Ленца