Ночью загорелись двери сразу нескольких квартир в доме в «Зеленой роще». Из задымленного подъезда людей выводили полицейские и пожарные, оказавшихся запертыми в квартирах людей эвакуировали с автолестницей. Жильцы рассказали — ночью квартиры кто-то подпер палками, а между этажами пожарные нашли канистры из-под бензина. Корреспондент НГС.НОВОСТИ пошел по следам пожара и попытался узнать, какие мотивы могут быть у поджигателей.
Тридцать жильцов подъезда № 1 в 9-этажке по адресу пр. Металлургов, 14«в» в 3 часа ночи оказались на улице: неизвестные подожгли квартиры на нескольких этажах. Подъезд моментально наполнился едким дымом, спасатели через окна и балконы вытаскивали людей, оказавшихся в ловушке из огня и дыма. Только через 1,5 часа пожарным удалось ликвидировать возгорание, а затронутые огнем квартиры похожи на места глобального бедствия. Сгорели несколько квартир на 3-м и 8-м этажах.
Утром на детской площадке возле дома собралось несколько десятков полицейских, на лавочках сидят немногочисленные свидетели ночного поджога. В том, что это был поджог, уже не у кого нет никаких сомнений: на трех этажах спасатели обнаружили канистры с остатками легковоспламеняющейся жидкости, а погорельцы с верхних этажей сообщали корреспонденту НГС.НОВОСТИ — двери кто-то подпер деревянными палками.
Курящий сигарету Александр с красными слезящимися глазами — один из немногих свидетелей. Он стоял на балконе перед тем, как почувствовал дым. По его словам, из подъезда вышел молодой человек со спортивной сумкой и сел на мопед. Проехал несколько метров и врезался в припаркованную машину — сработала сигнализация. Парень поднял мопед и уехал.
Когда уже подъехали пожарные машины, группа молодых людей худощавого телосложения и ростом около 170 см, прибежали к подъезду и делали селфи на фоне машин и дымящихся окон, после чего со смехом убежали за угол и больше не возвращались.
В подъезде сильный запах гари. Выходцы из соседних республик усиленно моют полы, оттирают сажу со стен швабрами, во мраке на 3-м и 8-м этажах в счетчиках копаются электрики. Под ногами в коридорах скрипит и проваливается выгоревший деревянный пол. В одной из распахнутых настежь квартир свалены в кучу вещи, хозяев нет, в воздухе еще чувствуется жар уже потушенного огня. Работники социальных служб неуклюже пробираются через сваленные в темных коридорах вещи, вопрошая: «Хозяева-погорельцы! Есть кто-нибудь?».
Квартира Татьяны на 3-м этаже пострадала сильнее других: с потолка свисают расплавившиеся пенопластовые плитки, на кухне будто взорвалась граната — краска на кухонном гарнитуре облезла, обнажив нетронутое огнем ДСП, — здесь все буквально расплавилось от жара. Стены, потолок, мебель и даже деревце в горшке покрыты копотью. Женщина задается риторическим, по сути, вопросом: «Как тут дальше жить?», пытаясь протереть закопченный импортный холодильник.
В квартире на 8-м этаже студент-медик Кирилл ковыряет вилкой принесенные бабушкой котлеты на кухне с обугленными стенами. Это его ребенок, месячный младенец, стал жертвой пожара.
«Когда мы проснулись ночью от дыма, то могли только ползать. Кинулись к двери и не можем открыть — снаружи ее подперли длинной палкой, которую вставили между нашей дверью и соседской.
Мы с женой оба медики, но в такой ситуации сделать что-то дельное невозможно: ребенок на руках перестал плакать, закрыл глаза — сильно надышался дымом. Огромное спасибо пожарному, который нас с балкона вытаскивал: аккуратно взял сына на руки, как своего собственного, тут же на месте "скорая", увезли с женой в реанимацию. Но это… Это самый настоящий фашизм», — рассказывает 17-летний парень, руки которого дрожат во время беседы.
От жара огня, который едва не проник в квартиру, в ванной комнате расплавилась детская ванночка. На вопрос, почему именно его и соседскую квартиру подперли палкой, Кирилл пожимает плечами: снимает с женой квартиру всего два месяца, ни с кем не конфликтовал.
По его словам, пожару предшествовал конфликт несколькими днями ранее. Во дворе была потасовка, кто-то крикнул: «Мы хохлы, кто не с нами, того мы…». Примечательно, что тема украинского экстремизма совсем недавно всплывала в том же районе, буквально на соседней улице. В апреле этого года пара студентов осквернила в Гвардейском парке фигуры советских солдат, изобразив на ней фашистскую символику, а также написав на них «ДНР гори в огне» и «Правый сектор»*. Молодые люди отказались пояснить свои действия, а красноярский следственный комитет впервые возбудил дело по ч. 3 ст. 354.1 УК РФ (реабилитация нацизма).
Во дворе один из полицейских рапортует по мобильнику: «Участковый говорит, что никаких проблем в доме не было». Между тем жильцы перешептываются между собой, предполагая, что кто-то в доме торговал наркотиками.
Представитель ГСУ Следственного комитета по краю Лариса Нейланд ужаснулась ночному инциденту. По ее словам, большинство поджогов в Красноярском крае происходит из-за того, что подозреваемые пытаются скрыть улики на месте преступления после совершения убийства. За последний год таких случаев более десятка.
На втором месте — желание насолить. Например, в феврале этого года в Дудинке мужчина поджег соседскую дверь в общежитии из-за долга в 3 тыс. руб. О том, что в квартире находятся люди, он не знал: прежде чем совершить поджог, сосед постучал в дверь, но ему никто не ответил. Внутри же находились крепко спавшие супруги, которые в итоге задохнулись угарным газом. Другой случай: сын поругался с матерью, злоупотреблявшей спиртными напитками, и поджег диван, после чего ушел. Женщина спала и также погибла.
Между тем, как сообщили днем 6 августа в МУ МВД России «Красноярское», уголовное дело по факту поджога на пр. Металлургов не возбудили — проводится проверка. Подозреваемые пока также не установлены.
* Деятельность запрещена в РФ