В Красноярском крае стремительно сокращается количество браков. В начале 2000-х, после гигантского падения числа свадеб в 1990-е, красноярцы устремились было в загсы, однако с 2010 года число регистраций вновь покатилось вниз. Сами молодожены при этом значительно повзрослели: вместо шумных студенческих свадеб кольцами теперь обмениваются 30-летние, а каждая четвертая невеста старше 35. Специалисты уверяют, что интерес к браку убивает карьера. Однако девушки винят в одиночестве лень и сексуальную апатию мужчин, а парни — расчетливость прекрасного пола.
Красноярцы стали реже жениться и чаще разрывать узы супружества, подсчитали статистики. В 2014 году в Красноярском крае брак заключили 26,5 тыс. пар — на 5 % меньше, чем в 2013-м. При этом число разводов за тот же период выросло на 3,6 %. В итоге в прошлом году на каждые 2 свадебные церемонии приходился один развод.
По оценкам статистиков, самый глубокий спад интереса к свадьбам за последние 25 лет выпал на 1992–2005 годы. Тогда в расчете на 1000 человек число свадеб упало с 9 до 5–7. В 2006 году красноярцы вновь устремились было в загсы. В 2010 году в крае был поставлен рекорд 25-летия — 28 тыс. браков, однако затем их число стало вновь снижаться примерно на 1 тыс. регистраций ежегодно.
Красноярский тренер по пикапу Виктор Шевченко нынешнее падение интереса к браку объясняет тягой мужчин к карьере:
За последние 14 лет возраст средних красноярских молодоженов вырос на 10 лет, подтверждает статистика наблюдения «пикапера». В 2000 году половина женихов и невест обменивались кольцами в возрасте от 18 до 24 лет, теперь же большинство браков заключается парами от 25 до 34 лет. Если 14 лет назад 35-летний рубеж переступила каждая 6-я невеста, то теперь под венец в таком возрасте идет почти каждая 4-я.
Именно дамам этого возраста сложнее всего устроить свою личную жизнь. Ни разу не состоявшие в браке женщины от 35 лет — основная доля посетительниц клубов знакомств, констатирует представитель красноярской службы знакомств «Встреча» Светлана Иванова. «Если смотреть на людей после 35, женщины достигли больше мужчин и в карьере, и в плане материального достатка. В России женщины вообще более активны: стремятся окончить институт, ищут хорошую работу, а после остаются ни с чем. Кто-то считает их уже старыми, а самим женщинам сложно подобрать спутника с равным социальным статусом. Женщина в должности начальника отдела говорит, например, что мужчины с рабочими специальностями ее не интересуют», — утверждает Светлана Иванова.
В ленте комментариев НГС.НОВОСТИ ряд читателей в сокращении числа браков обвиняли невысокие доходы молодых красноярцев и отсутствие жилплощади.
Однако исход голосования на сайте показывает, что большинство остаются в холостяках, потому что не могут найти себе достойную пару.
Из 500 участников голосования этот ответ выбрал каждый 4-й. 15 % посетовали на неподходящие для создания семьи материальные условия для брака, а каждый 10-й и вовсе признался: «Комфортно жить одному».
Побеседовав с одинокими мужчинами и незамужними женщинами, автор выяснил: их претензии друг к другу весьма сходны.
34-летний создатель красноярского сообщества холостых мужчин в соцсети «ВКонтакте» Денис главным преимуществом такой жизни считает «свободу, свободу и еще раз свободу: материальная, моральная, психологическая, во всех ракурсах». Нынешних девушек молодой человек винит в чрезмерной расчетливости.
32-летняя Екатерина после двух неудачных браков ищет спутника жизни на сайте знакомств. Первый брак распался, «потому что был ошибкой молодости», второй — «из-за проблем материального характера». Девушка убеждена, что для нормальной семейной жизни мужчина должен зарабатывать минимум 100 тыс. Из десятка пишущих Екатерине на сайте желание встретиться у нее вызывает в лучшем случае один.
«Чем становишься старше, тем труднее найти спутника жизни. Ты чего-то добиваешься и предъявляешь больше критериев к мужчине. Хочется, чтобы он к чему-то стремился, а не лежал с пивом на диване.
Мужчины перестали быть романтиками. Совершенно не умеют ухаживать. Сразу: "Пойдем погуляем, потом ко мне, приготовим ужин, посмотрим кино". Какая приличная девушка на это согласится?» — сетует Екатерина.
29-летняя специалист по пожарным системам Анна уверяет, что красноярских мужчин постель интересует не сильно — за полгода на одном из сайтов знакомств ее засыпали в основном предложениями виртуального флирта. Единственный парень, с кем она обменялась номерами, так и не перезвонил. «Даже банального предложения интима не дождешься. Детсадовские какие-то намеки и дергания за косички. Я, естественно, знаки эти интерпретирую в одну сторону, не проще ли сделать это более тактично? Я человек взрослый, одним разом больше — одним меньше, я не думаю, что что-то изменится, тем более, если и мне, и ему приятно», — честно признается Анна.
В скованности мужчин Анна винит «русскую консервативность», излишнюю требовательность и «высокие нравы» самих девушек, а свою незамужнюю жизнь объясняет занятостью: много времени проводит в командировках.
В свободное от работы время девушка путешествует, занимается спортом и не верит, что после 30 сложно найти спутника жизни:
«К этому возрасту нет стеснения и комплексов. Большинство состоялись как личности, нашли работу, движутся. Я не думаю, что женщина после 35 лет ищет мужчину с таким же уровнем доходов и статусом. Скорее, она привыкла к определенному поведению, общению и хочет, чтобы мужчина вел себя близко».
Доцент кафедры социологии СФУ Алексей Новиков отмечает: увеличение среднего возраста вступления в брак наблюдается во всех развитых странах. «Расширяется круг знакомств. Человек, грубо говоря, изучает больший круг потенциальных партнеров для создания семьи. Другая причина — убеждение, что брак вредит карьере. Но это, скорее всего, оправдание человеком его нежелания заводить семью: нет никаких данных, что семья губит карьеру», — говорит социолог.
При этом резкого увеличения количества свадеб в ближайшее время эксперт не ожидает: брачного возраста достигло малочисленное поколение родившихся в 90-е.
Антон Понарин
Фото depositphotos.com