Мосты Красноярска переживают натиск самоубийств. В ночь с 11 на 12 мая неравнодушный водитель «Приоры» вместе с подоспевшей полицией сдернул с перил Коммунального моста мужчину. В эту же ночь подобный случай произошел на Октябрьском мосту. Специалисты рассказали НГС.НОВОСТИ, чтó становится причиной смерти «любителей» прыгнуть с моста и почему те выбирают именно такой вид самоубийств.
Около 5 часов утра на перилах Коммунального моста в районе о. Отдыха сидел мужчина. Его заметили в проезжающей мимо белой «Ладе Приоре». Крепкий водитель в спортивной одежде выбежал из авто и начал убеждать перекинуть ноги через перила обратно. Спустя несколько минут к месту происшествия подъехали полицейские, которые и скрутили пытавшегося спрыгнуть с моста.
Его спаситель объяснил мотив своего поступка кратко: «Жалко его было». В полиции добавляют: пытавшийся спрыгнуть с моста предположительно был пьян, мотивов объяснить не сумел, и спустя несколько часов из отделения полиции его забрали родственники.
Последний же громкий случай, когда самоубийца довел дело до конца, произошел 26 апреля: 49-летняя женщина бросилась с Коммунального моста на глазах многочисленных очевидцев. Рядом нашлась записка со словами «все достало». Тело выловили быстро, в районе КИЦа.
«Мы не ведем специальной статистики взрослых суицидов, но, по ощущениям, сообщений о фактах прыжков становится больше именно весной — так что мнение о "весеннем обострении", скорее, не миф», — рассказывает представитель ГСУ СК по краю Лариса Нейланд.
При прыжке с моста смерть наступает от двух факторов, говорит главврач красноярского центра медицины катастроф Юрий Бурмистров. Первый — удар о воду. Часто удар о толщу воды сопоставим по силе удару при ДТП на большой скорости. Человек умирает от внутреннего кровотечения, разрыва внутренних органов. В других случаях от удара о воду прыгун теряет сознание и захлебывается.
«Случается, что люди выживают — все равно любое живое существо борется за жизнь, включаются инстинкты. Бывает, суицидник уже в полете сгруппировывается, входит в воду и начинает барахтаться и кричать, чтобы его заметили, — рассказывает г-н Бурмистров. — Лишь единицы, решившись довести план до конца, хлебнут ледяной воды и в судорогах уйдут на дно».
Выживают примерно 7–8 % решившихся на прыжок с моста, добавляет врач-суицидолог Александр Дыгало.
Выбор именно этого способа добровольного ухода из жизни эксперт объясняет подсознательной жаждой жизни: «Почему прыжки с моста гораздо более популярны, чем, например, прыжки из окон многоэтажек? Прыжок в воду на подсознательном уровне дает надежду на спасение. Если прыжок на асфальт — это верная смерть, то прыжок в воду оставляет небольшой шанс на выживание».
По его словам, 70–80 % самоубийц на самом деле не хотят уходить из жизни. Если нет возможности оттащить суицидника, резко сдернуть с перил, то его нужно попытаться разговорить до приезда экстренных служб. Нужно говорить о его проблемах, о нем самом, тогда человек начнет раскрываться и делиться своими проблемами. Нужно зафиксировать это его состояние, чтобы отвлечь от мыслей о прыжке.
Викентий Чекушин
Фото thinkstockphotos.com (1), «ЧП Красноярск» с vk.com (2)