Тысячи красноярцев в надежде выиграть новенькую иномарку спровоцировали на правобережье многочасовую пробку. В субботу, 17 января, на площади у ТРЦ «Мега» магазин DNS проводил розыгрыш автомобилей и гаджетов среди своих покупателей. По оценкам очевидцев, из-за пробки люди бросали машины за несколько километров и добирались пешком. Психолог расценил такой ажиотаж не иначе как «неистребимая жажда к халяве». Подробности — в материале НГС.НОВОСТИ.
В субботу, 17 января, ехавшие в сторону КрасТЭЦ красноярцы попали в огромную пробку, а посетители ТРЦ «Мега» часами не могли выехать с территории торгового центра. Нешуточное столпотворение вызвали тысячи людей, собравшиеся на парковке перед ТРЦ для участия в розыгрыше автомобилей, телевизоров и других призов от магазина DNS.
В социальных сетях, на сайте магазина и в ленте НГС.НОВОСТИ появилось множество гневных комментариев — кто-то из-за пробок просто не успел на работу, а кто-то не сумел приехать к началу акции. По данным сервиса Яндекс.Пробки, во время проведения розыгрыша на пр. Красноярский рабочий образовалась пробка протяженностью 5,5 км: от Вузовского переулка до ул. 26 Бакинских Комиссаров. Огромный затор продержался 3 часа 40 минут.
Общее количество пришедших организаторы оценили в 5 тыс. человек. Однако красноярский радиоведущий Максим Любимов, проводивший конкурс и все время находящийся на сцене, считает, что людей было гораздо больше:
Из-за пробок люди бросали свои авто за несколько километров и добирались пешком, утверждает ведущий.
Как сообщила автору маркетолог сети супермаркетов DNS Екатерина Поленова, в этот день они разыгрывали 3 автомобиля Nissan Almera и еще 25 призов — телевизоры, смартфоны, ноутбуки, планшеты и приставки. Для участия необходимо было купить в магазине любой товар — на каждые 3 тыс. руб. выдавался купон участника. Количество купонов на одного человека магазин не ограничивал.
«Это было какое-то сумасшествие, — с ужасом вспоминает ведущий, — я все время старался кричать как можно громче. Шокировало поведение толпы — одной женщине стало плохо, я тут же позвал врачей, но многие при этом начали кричать, мол, продолжайте розыгрыш, чего вы ждете!».
Во время розыгрыша человек должен был лично присутствовать, а также иметь на руках чек на покупку, купон и паспорт — отсутствие чего-либо одного из перечисленного лишало права на приз. Все условия организаторы прописали на купонах. Однако, по словам Екатерины Поленовой, забывчивых или невнимательных было очень много:
«Одна девушка уже было выиграла машину — был вытянут ее купон, — но так ее и не получила, не сумев предоставить чек на покупку».
В итоге организаторы насчитали 27 выигрышных, но так и не разыгранных среди участников купонов. Счастливчиков же, получивших гаджеты, набралось 15 человек, еще троим достались автомобили.
«Чек, купон и паспорт нужны для того, чтобы обезопасить акцию от любых махинаций и для точной идентификации участника розыгрыша, — говорит представитель г-жа Поленова, — чтобы конкурс прошел честно и купонами не могли воспользоваться посторонние». Максим Любимов заверяет, что старался делать всё максимально прозрачно: «Купоны все время вытаскивали разные люди, вызываемые из толпы».
По итогам конкурса организаторы столкнулись с обвинениями в несправедливости — многочисленные отзывы в интернете гласили, что нельзя было лишать людей приза из-за отсутствия купонов, и жаловались на неудачную форму проведения акции. «Я вижу в этом розыгрыше развод, надежду, что большинство не придет… место выбрали на отшибе города... Достаточно организовать розыгрыш по телеку, пригласив туда того, кто хочет. А обмануть можно всегда, фокусники делают это на глазах людей очень хорошо», — пишет пользователь kgtu в ленте НГС.НОВОСТИ.
28-летний Александр, получивший новенькую Nissan Almera, эти мнения решительно отвергает: «Я работаю в одном из банков, никакого отношения к DNS не имею, а выигрыш машины стал для меня полной неожиданностью».
Молодой человек рассказал, что еще в конце ноября купил в этой сети телевизор и получил за покупку 11 купонов. На обороте каждого из них были прописаны все условия, подробно рассказала об этом и девушка-кассир в момент покупки, вспоминает он.
«Ключи от авто выдали на месте, сразу после выходных зарегистрировал ее в ГИБДД и получил номера — пользоваться автомобилем, пока не выплачен налог, закон не запрещает», — говорит Александр. Отметим, что, согласно Налоговому кодексу РФ, выигрыши и призы, получаемые в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 35 %.
По подсчетам победителя, Nissan Almera стоит около полумиллиона рублей, поэтому отдать государству ему придется примерно 150 тыс. «Готов заплатить, и проблем с этим не возникнет — на уплату, насколько я знаю, у меня есть время до июля следующего года», — уточняет обладатель новенькой иномарки.
Акцию такого масштаба магазин проводил в первый раз. «Разрешение на акцию получено и согласовано с правоохранительными органами, которые присутствовали на мероприятии», — говорит Екатерина Поленова. Главная претензия к организаторам от горожан — возникшие в этом районе пробки. Даже молодой человек, выигравший в итоге автомобиль, опоздал на 1,5 часа — в момент, когда он пришел, его как раз вызвали на сцену.
Юрист Ирина Заливина пояснила, что раз организаторы заранее предупреждают обо всех условиях акции, то оспаривать неполучение приза из-за отсутствия чека или паспорта бесполезно: «Если человек их не прочитал на том же купоне — это его личное дело».
Типичные нарушения во время проведения различных розыгрышей и лотерей, по мнению замдиректора юридической компании «Профессор» Виталия Тушкова, — это отсутствие возможности проверить результаты и их подтасовка. При этом ни в пресс-службе МУ МВД «Красноярское», ни в краевой прокуратуре не смогли назвать автору проведенных с нарушениями розыгрышей или лотерей.
Участие в розыгрыше сотрудников компании-организатора по закону не запрещено, отмечает г-н Тушков: «Расценивать это можно лишь с морально-этической точки зрения — наличие таких участников может говорить об определенной предвзятости».
В Красноярске столь массовые розыгрыши проводятся достаточно редко и всегда вызывают нешуточный интерес у горожан. Например, 15 апреля 2012 года на розыгрыш 5 автомобилей от ТРЦ «Планета» — 2 Hyundai Solaris, 2 Peugeot Partner и 1 Peugeot 107 — собралось около 15 тыс. чел. По словам менеджера по маркетингу ТРЦ «Планета» Марины Калюжной, в розыгрыше тогда участвовало свыше 6 тыс. купонов, а победитель должен был лично присутствовать на розыгрыше и иметь при себе паспорт. Из-за этого некоторые автомобили разыгрывали по несколько раз.
«Единственное, что движет людьми, посещающими подобные шоу, — это жажда халявы, так уж устроена человеческая психика, — считает психотерапевт Николай Рычков, — в нашей стране халява всегда считалась чем-то естественным и до сих пор многие живут с ощущением, что им все чем-то обязаны». Организаторы розыгрышей, по его мнению, подогревают эту «жажду халявы», всячески играя на тщеславии и самолюбии обывателя.
Максим Косов
Фото Елены Данилюк (1) и Михаила Ильина (2) с vk.com