Три десятка наркотических отравлений среди школьников зарегистрировал за последние 3 месяца этого года Роспотребнадзор. По данным ведомства, подростки начинают употреблять галлюциногены с 12 лет, однако какие именно — не уточняется. Органы наркоконтроля и врачи, в свою очередь, бьют тревогу по поводу спайсов — синтетических наркотиков, вызывающих психозы. Сложность борьбы с ними заключается в появлении все новых формул — пока запрещают одно вещество, появляется другое. Подробности в материале НГС.НОВОСТИ.
Наркотические вещества группы галлюциногенов школьники начинают употреблять с 12 лет. Такое заявление на минувшей неделе озвучили представители краевого Роспотребнадзора. Только за III квартал 2014 года, по данным ведомства, было зарегистрировано 15 наркотических отравлений среди подростков до 14 лет и 17 — среди подростков 15–17 лет. Какие именно вещества послужили причиной отравлений, в ведомстве пояснить не смогли.
Правоохранительные органы и наркологи, в свою очередь, отмечают почти взрывной рост потребления синтетических наркотиков — спайсов и «солей для ванн». По данным краевого управления ФСКН, за 9 месяцев 2014 года в крае изъято 170 кг «синтетики», что в 1,5 раза больше изъятого объема синтетических наркотиков, чем за весь 2013 год. По данным ведомства, из 5,5 тыс. зарегистрированных с начала года наркопреступлений около трети связаны с этой группой наркотиков.
Как рассказала главный врач краевого наркологического диспансера Елена Киселева,
доля опиоидов упала с 90 % в 2013 году до 89 в нынешнем, а доля «синтетиков» за год выросла с 7,6 % до 10,4 %.
«Спайсы и соли — дешевле, и их легче достать. Всё через интернет — платить в руки не надо, забирать в «закладках» специальных», — говорит г-жа Киселева. По словам специалиста, зачастую спайсы изготавливаются из обычных наркотиков путем добавления в них химических веществ. Последствия их приема порой бывают непредсказуемы.
Именно из-за постоянной смены формулы эти наркотики называются «дизайнерскими». «Поменялся один атом или молекула, и наркотик уже не относится к списку запрещенных наркотических веществ. Чуть поменяли формулу — клиника становится более тяжелой, вплоть до смертельного исхода», — сетует г-жа Киселева. Свои слова эксперт подтверждает статисткой смертей. По данным нарколога,
если в 2011 году никто не умирал от психостимуляторов, то в 2012 году появился 1 случай смертельного отравления синтетическими наркотиками, в 2013-м — 3, за 9 месяцев нынешнего года — уже 9.
По данным красноярского наркоконтроля, каждые два дня в России появляется очередная синтетическая новинка. Неповоротливая бюрократическая машина просто не успевает за «алхимиками» — чтобы включить вещество в запретный список, требуется несколько месяцев. Но стоит только управлению доказать, что определенное вещество — наркотик, и начать возбуждать уголовные дела, как через 3–4 месяца оно исчезает с рынка, появляется новое. «Проблему «синтетики» можно было бы решить, если бы ФСКН РФ наделили правом самостоятельно включать в подконтрольные списки новые вещества, — считает замначальника УФСКН по краю Антон Килин. — Мы бы не теряли время на согласование с различными органами».
Для желающих употребить спайс дело может закончиться резко прогрессирующим слабоумием. К первым признакам употребления спайсов нарколог Кисилева отнесла психозы и вспышки ничем немотивированной агрессии. По ее словам, в 2013 году психозы от приема «синтетики» в крае перенесли 402 человека, а за 9 месяцев 2014 года — уже 536.
Галлюцинации и психозы от употребления синтетических наркотиков порой могут носить ужасающий характер и нередко приводят к трагедии. «В моей практике появилось очень много обращений по поводу спайса.
Однажды человек, покурив спайс, связал свою мать и сжег ее заживо, объяснив это тем, что его мать давным-давно умерла, а эта женщина была просто ведьмой», — делится нарколог и психолог, специализирующийся на лечении зависимостей, доктор Александр Звягин.
Ломка от спайса, по его наблюдениям, возникает в среднем через 3 года курения — и проявляется в виде тревоги, паники, нарушения сна и аппетита. Главврач наркодиспансера говорит, что зависимость от «синтетики» у каждого формируется по-разному, но она очень высокая: кто-то может «подсесть» и с первого раза. Привести к психозу может даже единственный прием вещества, уверена нарколог.
Пока УФСКН пробивается сквозь бюрократические дебри, на борьбу с наркотиками поднимаются простые красноярцы — в городе уже больше года действует общественная организация «АнтиДилер Красноярск». Как рассказал ее лидер Ярослав Ратников, они помогают сотрудникам выявлять торговцев. На данный момент в антинаркотической деятельности задействовано от 150 до 500 человек, говорит он.
Закрашивать надписи на стенах он считает малоэффективным занятием — ведь, по сути, это тот же вандализм. «Эффективность от того, чтобы закрасить номер, который через неделю снова появится, и барыгу взять, который все расскажет сам, — совершенно разная», — поясняет активист.
Врачи-наркологи в беседе с автором сошлись во мнении: узнать, что ребенок употребляет подобные вещества, может пристальное наблюдение. Как только ребенок начинает употреблять наркотики, у него меняется всё — круг друзей, успеваемость, интересы, появляются припадки гнева. «Не заметить такое невозможно», — резюмирует г-жа Киселева.
Максим Косов
Фото thinkstockphotos.com