Эпатажный художник Василий Слонов продал часть своих картин из скандальной «олимпийской» серии — 20 работ разошлись по миру, за некоторые из них коллекционеры выложили до 6000 евро. Художник рассказал, что европейцы покупают задорого, но долго торгуются и считают каждый цент, а вот кто в Новосибирске купил у него 4 работы по 2500 евро за каждую — назвать отказался. О том, что такое современное искусство в Красноярске и что о нем говорят эксперты, — в материале НГС.НОВОСТИ.
Василий Слонов продал 20 из 60 картин скандальной серии Welcome to Sochi-2014. По признанию художника, самая дорогая из картин ушла за 6000 евро.
Впервые на суд общественности работы были выставлены в июне 2013 года в Перми, однако спустя несколько дней выставка была закрыта — олимпийский медведь с лицом Сталина, Чебурашка с клизмой по цвету олимпийских колец, хоккейные каски на могильных крестах показались местным властям оскорблением самой идеи сочинской Олимпиады.
По словам Слонова, продаваться картины с такими сюжетами стали еще до скандала — с марта 2013 года: «Моя серия работ начала продаваться с 500 евро, сейчас цена дошла до 6000 евро за одну работу. В Новосибирске купили 4 моих работы по 2500 евро каждая — это очень известные люди, и я не могу раскрывать их имен. В основном интересовались профессионалы от искусства — обычный человек не поймет, зачем это покупать вообще».
Самые дорогие картины, по словам Слонова, ушли в Москву, Майами, Лондон, а также в Сингапур, Германию и Францию. «Коллекционеры и люди с деньгами — очень жадные, жестко торгуются за каждый цент, при этом европейцы более прижимисты, чем наши», — смеется художник. Картин других красноярских авторов, проданных так же дорого, г-н Слонов не припоминает.
Так, по данным владелицы «Арт-галереи Романовых» Валентины Романовой, около года назад ей удалось продать в голливудскую галерею две работы Андрея Поздеева по цене 10 тыс. долларов за каждую. Не скупятся на покупку предметов современного искусства и красноярцы. По словам той же Романовой, около года назад некий работник театра оперы и балета выложил 200 тыс. руб. за скульптуру «Пространство» на сюжет буддийской мифологии бурятского мастера.
Искусствовед Анастасия Березинская в свою очередь вспомнила, как 3 года назад жена директора сети супермаркетов «Командор» Наталья Сипетая за 3000 евро приобрела 6 картин серии «Парад Победы 2937» московского художника Алексея Беляева-Гинтовта. На них изображено празднование 9 Мая в далеком будущем — с полетами звездолетов над Кремлем.
Все опрошенные автором эксперты сходятся во мнении, что рынка искусства в городе нет.
«В идеале должно быть несколько составляющих — художник, куратор, арт-критик, дилер, галерея и коллекционер, — чтобы существовал художественный процесс, формирующий рынок. Из этих составляющих в Красноярске есть только одна — художник», — рассказал автору арт-критик Олег Суслов. По его словам, дороже всего в Красноярске стоят работы уже умерших мастеров, например Поздеева, — их работы выставляются на аукционах от 60 тыс. до 300 тыс. руб. за картину. Ныне здравствующие художники в основном продают свои картины сами, своими силами.
Круг коллекционеров, готовых по таким ценам купить произведения искусства, по словам г-на Суслова, насчитывает около десятка фамилий и ограничивается в основном бизнесменами.
Красноярский искусствовед Анастасия Березинская также полагает, что интерес к современному искусству практически нулевой. «То ли боятся люди, то ли не понимают. Хотя Красноярский музейный центр лет 20 уже продвигает в массы современное искусство. Но собирается публика молодая, полухипстерская — они смотрят, но ничего не покупают», — сетует искусствовед.
Главным же в установлении цен на картины г-жа Березинская назвала личность ее автора: «Цену на произведение формирует в первую очередь художник, в любом случае она складывается от известности его имени, востребованности в обществе. Если художник известный — его покупатели сами найдут, если нет — раскручивают посредники. Наобум цену ни один здравомыслящий художник не поставит».
Отчасти с мнением искусствоведа огласилась и галеристка Валентина Романова, назвавшая Василия Слонова «самым эпатажным художником города». По ее словам, никто другой из красноярских деятелей искусства не сумел «создать такой шум вокруг своих работ». При этом г-жа Романова отметила, что работы некоторых художников стоят гораздо больше — например, картины Николая Рыбакова, которые выставляются на продажу по цене 150–200 тыс.
Сам Василий Слонов хотя и заявил в начале беседы с автором, что «формирование цены на произведение искусства — целая наука», в итоге все-таки признался, что главное — имя художника. По словам художника,
рядовому человеку не получится нарисовать картинки с чебурашкой, подписать их Welcome to Universiada, а потом продать их по 6000 долларов.
«Я не знаю почему, однако же все думают, мол, я тоже так могу. Обычный среднестатистический человек с маху создать произведение искусства и выгодно его продать не сможет. Никто никогда заранее не знает, что «выстрелит» — в этом и заключается прелесть искусства», — смеется Слонов.
Г-жа Сипетая, купившая в свое время гравюры Беляева-Гинтовта, пояснила автору, что приобрела их, поскольку они «подходили к ее внутреннему состоянию», а выложенные 3000 евро считает удачной ценой: «Главный критерий нашего так называемого рынка — купить и дома повесить. Чтобы собирать коллекции, нужно действительно разбираться в искусстве. Гравюры Беляева-Гинтовта мне очень понравились, сейчас у меня дома висят».
Максим Косов
Фото thinkstockphotos.com