Участник акции «Тотальный диктант» допустил ошибку в каждом втором слове. Сами устроители акции о грамотности красноярцев судить не хотят, однако число «двоек» и «троек» у писавших решили скрыть. Педагоги утверждают, что неудовлетворительные знания русского языка наблюдаются у 40 % нынешних выпускников, а смешные ошибки в словах допускают даже люди на высоких постах. Какие ошибки красноярцы умудряются сделать в слове «молоко» и куда не удастся попасть с плохим знанием правил русского — в материале НГС.НОВОСТИ.
На минувшей неделе читателей НГС.НОВОСТИ поразила внезапная любовь к русскому языку. Поводом для излития чувств послужила новость об одном из участников акции «Тотальный диктант», который умудрился сделать ошибку в каждом втором слове. В тексте из 287 слов проверяющие насчитали 135 орфографических ошибок и 70 пунктуационных.
В итоге обсуждение новости превратилось в подобие школьного урока. Одни читатели с никами типа «Носитель языка» убеждали учить правила, корили («мы же русские люди»), стыдили и обвиняли в безграмотности 90 % читателей. В ответ в посланиях любителей грамотности находили то пропущенные запятые, то ошибки в словах.
«Наши новосибирские коллеги просили не сообщать эти данные. Поскольку начинаются сравнения и спекуляции на тему «какие регионы грамотнее» и так далее», — поясняет координатор диктанта в Красноярске Игорь Ким. В прошлом году, когда результаты проверки были открыты, неудовлетворительные отметки получили больше половины писавших диктант — 657 человек из 1060 участников.
Однако г-н Ким не видит никаких оснований говорить об ошеломляющей безграмотности красноярцев или о том, как меняется этот показатель с годами (акция проходит в Красноярске с 2011 года. — А.П.). «Число участников акции постоянно растет, пишут люди с разным социальным опытом, разным уровнем образования», — поясняет Игорь Ким.
Преподаватель русского языка с 25-летним стажем красноярской школы № 18 Лариса Огубина текст диктанта признала сложным. Школа была одной из площадок, где проверить знания русского мог любой желающий. «Это авторский текст, и он очень нелегкий. Не каждый педагог смог бы написать его без ошибок. Получить «пятерку» по нему — очень высокий показатель», — уверена она.
Уровень грамотности красноярцев, по оценкам Ларисы Огубиной, оставляет желать лучшего:
«Если брать школьный уровень, грамотность резко снижается. Неудовлетворительные оценки по русскому языку после окончания школы имеют около 40 % выпускников, что существенно меньше конца 80-х. Даже взрослые люди нередко пишут «малоко» — казалось бы, детское, общеупотребительное слово».
Официальная же статистика краевого министерства образования науки весьма благодушна: в 2013 году средний бал ЕГЭ по русскому языку был выше общероссийского, из 19 тыс. человек экзамен провалили лишь 500 человек. Лариса Огубина столь блестящие результаты объясняет тем, что «тест есть тест, попал — не попал». Основными же причинами снижения грамотности специалист назвала компьютеры и прекращение чтения. По мысли педагога, огромный поток информации оставляет слишком мало времени на чтение текстов, зрительное восприятие правильного написания, запоминание падает. Офисные программы подчеркивают неправильное написанные слова, эти подсказки снижают желание учить правила орфографии.
При этом, по наблюдениям педагога, как таковая безграмотность не мешает карьере или жизненному успеху: «Специальных исследований на этот счет не приводились. Но судя по наблюдениям… В Красноярске есть люди, которые занимают очень высокие посты, но при этом пишут с ошибками. Или после школы человек может начать заниматься бизнесом — писать с ошибками, но быть грамотным в юридических вопросах, в ведении дел».
Руководитель кадрового агентства «Ориан-персонал» Ольга Орлова полагает, что высокая грамотность играет роль только при трудоустройстве на некоторые позиции. Например,
человек, допускающий письменные ошибки, практически не имеет шансов на успешное продвижение в крупных компаниях — эти ошибки свидетельствуют не только о проблемах с русским языком, но и о неважном владении компьютером, а также могут обернуться для компании репутационными потерями.
«Обычно читающий человек годам к тридцати просто из-за того, что читает, не пишет «жи-ши» с «ы». Кроме того, всегда можно включить автоматическую проверку орфографии, а не сидеть проверять с красной ручкой», — рассуждает специалист.
В качестве примера Ольга Орлова поведала историю трудоустройства в свою компанию выпускницы филологического факультета Красноярского педагогического университета. В стандартном резюме на лист А4 девушка допустила 5 ошибок: «Когда я спросила ее на собеседовании, как выпускница филфака сделала столько ошибок, она долго смотрела на лист и не смогла их найти. Тогда я сама подчеркнула ошибки и сказала, что это изучается в 5-6-м классе. Ответ был поразительный: «Какой пятый класс, у меня университет за плечами». Естественно, девушке было отказано. Мы не могли допустить, чтобы такой человек вел переписку с заказчиками».
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com