Вечером в воскресенье, 13 апреля, на глазах у посетителей кафе «Анастасия» на рынке «Новая Взлетка» выстрелами из «Макарова» был убит 38-летний мужчина. В ответ нападавший получил несколько резиновых пуль от друзей убитого и был задержан в магазине неподалеку. Причиной убийства работники близлежащих заведений называют старые «разборки» этнических группировок на рынке. Эксперты усомнились в правдивости этой версии и рассказали о самых опасных кафе 90-х, где стреляли из помповых ружей и «шустрил» вор в законе Костя Канский.
В понедельник, 14 апреля, красноярские следователи заявили о задержании подозреваемого в убийстве на рынке «Новая Взлетка». По данным ГСУ СК, 13 апреля около 22:00 в кафе «Анастасия» вошел 27-летний мужчина и расстрелял из пистолета «Макаров» 38-летнего посетителя. От полученных ран мужчина скончался в карете «скорой помощи». Стрелявший был пойман в тот же вечер — по стечению обстоятельств во время убийства неподалеку находился сотрудник уголовного розыска.
Кафе «Анастасия» находится в ряду павильонов у недостроенного крайкома КПСС. В небольшом зале расположено 5 столов, накрытых полэтиленовыми скатертями. Около 17:00 в будний день там находилось несколько торговцев рынка и таксистов — все выходцы из южных республик. Это, по словам официанта, основная аудитория заведения.
Среди завсегдатаев кафе автор отыскал очевидца стрельбы. Пожелавший остаться неизвестным мужчина поведал следующее.
Примерно в 22:00 в заведение зашел мужчина вместе с двумя приятелями. Группа села за столик напротив входа и заказала чай.
Друзья застреленного кинулись в погоню и сделали несколько выстрелов вслед из травматического пистолета. В это время возле павильона собралась толпа людей из близлежащих кафе, в их числе был полицейский, также бросившийся в погоню.
Стрелок рванул через пустырь у здания крайкома КПСС, пересек дорогу у МВДЦ «Сибирь», свернул во дворы и забежал в продуктовый магазин в доме по ул. Авиаторов, 25, где и был пойман полицейскими.
Опрошенные автором трое работников рынка независимо друг от друга рассказали, что знают обоих участников инцидента. Они, по их словам, относятся к враждебным этническим кланам, борющимся за сферы влияния на рынке. Кроме того, «нападавший действительно мог мстить за отца, убитого еще в 90-е годы».
Версию о неприязненных отношениях как одну из основных рассматривает и следствие, рассказала представитель ГСУ СК Ольга Дегидь. С ее слов, задержанный уже находился в федеральном розыске за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Сейчас его лечат от полученных ранений в больнице.
Николай Матвеев, начальник отдела по борьбе с бандитизмом красноярского РУБОПа в 1990–1994-м годах, согласен со следствием: повторения 90-х в городе сейчас быть не может. По его словам, убийства ради передела собственности сейчас практически не встречаются.
По словам Николая Матвеева, в 90-е в ресторанах бандиты целенаправленно искали своих жертв, однако устраивали перестрелки так называемые «беспредельщики».
Самыми известным в городе криминальным кафе были «Огоньки», где «решали вопросы» авторитеты Толмач и Ляпа. Самая громкая «разборка» со стрельбой произошла там в 1998 году, когда «шустрил» Костя Канский. Запомнился оперативнику и инцидент в 1992 году возле кафе «Арена» (нынешний офис «Магнат-РД» в районе ост. «Цирк»). Бандиты начали стрелять из помповых ружей — погибли несколько человек. Еще одним местом для подобных встреч был ресторан «Арктика» в районе кинотеатра «Спутник», где любил отдыхать авторитет по кличке Федор.
Со слов бывшего оперативника, некоторые рестораны заменяли многим авторитетам офисы при переговорах с иностранным «партнерами». В частности, подобную функцию выполнял ресторан в гостинице «Турист». Управлял этим местом Борода. Он занимал должность «смотрящего» за группировками правого берега, третейского судьи («разводилы») в бандитских спорах и не допускал пальбы «на своем рабочем месте».
Наряду с бандитами в ресторанах находились рядовые посетители — они в разборках практически не страдали. «Например, в ресторане «Красноярск» было спокойно, но постоянно «Мурка» крутилась. Мы эту «Мурку» после жалоб посетителей затыкали, мама родная, три раза в день — автобус подгоняли, вытаскивали их всех, распихивали по клеткам. Обычные посетители при этом не страдали и продолжали отдыхать. В последние годы, наоборот, опасность исходит от рядовых посетителей на бытовой почве», — расказал Николай Матвеев.
Как отметила Ольга Дегидь, специальной статистики по криминалу в кафе не ведется. Однако
сообщения о громких убийствах в развлекательных заведениях в последнее время появляются с пугающей регулярностью:
в ноябре 2012 года посетитель кафе «Багира» после драки выстрелил оппоненту в лицо из газового пистолета. В мае того же года заснувший за столом клиент был выведен из бара «Облака». Обиженный, он вернулся с тремя друзьями и зарезал ножом администратора. В 2010 году сотрудник Subway убил и расчленил официантку этого же ресторана.
Закат «бандитских кафе» пришелся на самое начало «нулевых». Авторитеты начали превращаться в коммерсантов, им понадобились нормальные офисы. Сейчас у бандитов другие способы и места выяснения отношений, резюмирует Николай Матвеев.
Викентий Чекушин
Фото thinkstockphotos.com (1), автора (2)