Депутаты горсовета предложили на московский манер именовать проживших в городе 10–15 лет «коренными красноярцами». С такой инициативой к мэру в пятницу, 28 марта, обратился один из них Иван Серебряков. За верность Красноярску, считает депутат, они достойны льгот на проезд, коммунальные услуги, получение мест без очереди в детсадах и школах. Сейчас законопроект находится в разработке. По каким критериям будут присваивать статус, должны ли родившиеся в Красноярске иметь льготы и не приведет ли все к социальной ненависти, рассуждают горожане.
Иван Серебряков, заместитель председателя комиссии по социальной защите и делам семьи Красноярского горсовета, 36 лет, уроженец Красноярска: «Я считаю, что граждане, которые исправно трудятся, платят налоги и вносят вклад в развитие Красноярска, должны быть как-то отмечены. Нужно внести законодательные изменения, чтобы их жизнь стала проще. За основу нужно брать самое лучшее, что есть в московском аналогичном законопроекте. Однозначно, «коренными красноярцами» становятся те, кто родился, учился, впитал менталитет Красноярска. Названные 10–15 лет — минимальный диапазон, после которого человек, вне зависимости откуда он приехал, сумеет также трансформироваться под местные духовные ценности. В Москве, насколько я знаю, статус предоставляется после 25 лет.
Зачастую получается, что коренные красноярцы не могут получить дошкольное, школьное образование, льготы в медицинских услугах. Мы внесли предложение главе города, сейчас вопрос прорабатываться с юридической стороны. Среди льгот может быть много чего: начиная от постановки в детсады, заканчивая субсидиями на коммунальные услуги.
Присвоение статуса не вызовет ненависти приезжих к коренным горожанам — со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Вы же не придете к кому-то в гости и не будете обижаться, что у него чашки как-то не так стоят? Ваше право к нему не идти в гости. Разницы нет, кто ты: бурят, русский, таджик или узбек. Прожив 10 лет, он станет «коренным красноярцем». Здесь нет острых углов в плане многонациональности нашего государства. Если человек здесь не делал ничего, почему он должен завидовать тому, кто здесь действительно прожил. Проживет столько же — будет иметь столько же».
Ольга Лазарева, руководитель компании «Агентство Кадровых Решений», 49 лет, родилась в Красноярске: «А чем коренные красноярцы лучше тех, которые приехали 2-3 года назад? Среди тех, кто в Красноярске живет очень долго, есть те, кто совсем не заслуживает каких-либо льгот и иного отношения. Ситуации и люди бывают разные, например, кто-то отправлен в Красноярск в командировку на постоянное место жительства. Почему их должны лишать льгот и возможностей нормально жить в условиях нашего города? Это даже не гостеприимно получается.
Не могу предположить, о каких льготах может идти речь при введении подобного статуса. Мне кажется, наш город пока не может предложить бонусов, которые могли бы заинтересовать и позволили сказать: «Да, я коренной красноярец, и это круто».
Красноярск славится радушием и открытостью, поэтому, наверное, на сегодняшний день стал «миллионником», пополнился за счет приезжих. Такие меры однозначно введут расслоение в обществе — с предложение поторопились. Я двумя руками против. Да, сейчас много приезжих, например из Азии. Тем не менее мой ребенок учится в школе с приезжими детьми. Они достаточно успешны, лояльно ведут себя по отношению к окружающим. Зачем их ограничивать?».
Любовь Гуртякова, 27 лет, 4 года назад переехала с семьей в Красноярск из Братска: «В принципе здово, если будут предприниматься шаги в эту сторону. В первую очередь, этот статус, наверное, должен закрепляться за родившимися в Красноярске. Остальным — тем, кто приехал сюда, любит этот город и намерен здесь оставаться, думаю его можно присваивать после пяти лет жизни.
Мне кажется вопрос устройства ребенка в садик — сейчас самая больная и актуальная тема. Моему ребенку сейчас 1,5 года, стоим в очереди. Также к списку льгот для «коренных красноярцев» можно добавить усовершенствованную информационную систему записи в больницы и помощь молодым семьям в получении жилплощади, в первом взносе по ипотеке.
Не думаю, что введение подобного статуса приведет к расслоению общества. Напротив, люди будут стремиться к этому статусу. Обустроиться в Красноярске и стремиться связать дальнейшую жизнь с ним».
Людмила Романова, заведующая детсадом № 78, 60 лет, из них 45 живет в Красноярске: «Я отношусь положительно к подобному предложению. Правда, думаю, что статус должен присваиваться тем, кто прожил в Красноярске не меньше 20–25 лет. А 10–15 — это просто какой-то пилотный вариант.
Что касается льгот в детсады, то сейчас по новому законодательству мамочки, работающие в учреждении, и так получают возможность устроить ребенка без очереди. Я не знаю, что будет с очередью, если такую возможность получат все «коренные красноярцы» — это основная масса жителей. Возможно, обладателям данного статуса можно предоставить льготы при поступлении в вузы, а также построить для них отдельное медучреждение, где будут собраны врачи всех специализаций. Если фантазировать о проекте, то могу добавить еще и льготы на санаторно-курортное лечение. Даже сумма в пределах 1–2 тыс. руб. и то устроит людей, они примут это как заботу о себе: «Я как коренной красноярец хотя бы что-то, но уже получил».
Не думаю, что такое разделение приведет к расслоению общества. Это станет проблемой лет через сто, когда население Красноярска достигнет 2–3 млн человек. Тем более он так активно застраивается сегодня».
Игорь Гордеев, директор федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис», 40 лет, 22 года живет в Красноярске: «С точки зрения жителя города Красноярск не вижу препятствий не поддержать данную инициативу. С точки зрения правовой оценки данного статуса, это вопрос сложнее — нужно в него вникать. Имеет ли возможность муниципальное образование такой документ и статус принимать. Думаю, место рождения здесь никакой роли не играет, нужно привязываться к срокам проживания. С озвученными 10–15 годами я согласен.
Навскидку говорить о льготах затрудняюсь. Здесь проще выбирать из перечня, какие преференции можно оказывать. Наверное, приоритет целесообразно отдавать социальным льготам — места в детсадах, школах.
Может ли это привести к расслоению общества, я затрудняюсь ответить. Все-таки это будет зависеть от содержания законопроекта. Расслоение, какая-то вражда, ксенофобские настроения — это крайне неправильно. Такую возможность нужно максимально исключить и разрабатывать законопроект очень тактично».
Юлия Глушко
Коллаж Ольги Ярцевой