В Красноярске 3 марта стартовал прокат снимавшегося 14 лет фильма Алексея Германа-старшего «Трудно быть Богом». Испуганные откровенной физиологичностью сцен зрители массово покидали зал прямо во время сеансов и называли фильм «какофонией бессмыслицы». Несмотря на это в кинотеатре успех фильма называют «беспрецедентным». Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, чем вызвано массовое отторжение фильма, какие картины предпочитают смотреть красноярцы и почему в отсутствии интереса к интеллектуальному кино виноват Голливуд.
В Красноярске 3 марта, на 4 дня позже, чем по всей России, стартовал показ фильма «Трудно быть богом». За прокат ленты в городе взялся только «Дом кино», крупные федеральные сети не включили фильм в свою сетку. Спустя 3 дня представитель прокатчика Ольга Полетыко заявила: некоторые зрители не могут выдержать трехчасовой марафон — с сеансов уходит по 10 человек.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ решил заглянуть на вечерний показ в «Дом кино», чтобы убедиться в этом лично. Зал был наполнен примерно на две трети, публика состояла из зрителей молодых (20–25 лет) и более взрослых (40 лет и старше). Многие парни отважились прийти на трехчасовой фильм с возлюбленными.
Уже спустя 40 минут часть зрителей сосредоточенно уткнулась в смартфоны. Еще через полчаса к выходу, громко ступая по лестнице, потянулись самые нетерпеливые девушки, за руку уводя из зала своих кавалеров.
На аплодисменты хватило сил у двоих-троих. Двигаясь к выходу, оставшиеся разочарованно обменивались впечатлениями, а кто-то даже жалел о потраченном времени.
Съемки фильма по мотивам одноименной повести братьев Стругацких начались в 1999 году и длились 14 лет, до смерти режиссера Алексея Германа-старшего в 2013 году. Окончательным монтажом занимались его сын Алексей и вдова Светлана Кармалита. Картина рассказывает о землянине будущего, который под именем дон Румата (Леонид Ярмольник) был послан на другую планету для наблюдения за средневековым государством Арканар. Ему нельзя прямо вмешиваться в ход истории отсталого общества. Однако когда в Арканаре происходит переворот и члены правящего монашеского ордена случайно убивают возлюбленную Руматы Ари (Наталья Мотева), он нарушает задание и убивает обидчиков, вмешиваясь в чужой исторический процесс.
Мнение зрителей о фильме на сайте «Дома кино» и в ленте комментариев НГС.НОВОСТИ разделились — одни называют картину «мечтой копрофила», «какофонией бессмыслицы» и «стебом режиссера над зрителем». Другие же считают «Трудно быть богом» «совершенно осмысленной, продуманной, до мелочей работой». Неприятие фильма объясняют отупением зрителя и его нежеланием думать.
По мнению социолога кандидата философских наук Александра Павлова, говорить об общем снижении интеллектуального уровня красноярцев нельзя. Однако
«Голливуд испортил вкус зрителей — его влияние сформировало привыкание к множеству 3D и спецэффектов, быстрому развитию событий на экране.
Зритель, воспитанный на западной культуре в целом, столкнувшись с другим киноязыком, более размеренным и спокойным, не может выдержать его», — считает он.
Старший преподаватель кафедры искусствоведения СФУ Александра Семенова полагает, что злую шутку над неискушенным зрителем сыграла масштабная PR-компания фильма, подававшая его как долгожданную посмертную ленту великого режиссера. В результате на фильм заманили любителей блокбастеров, которые и покидали зал разочарованными. Кроме того зрителя отпугивает, когда «на протяжении трех часов на тебя [с экрана] валятся кишки, ты валяешься в грязи, и создается ощущение будто сидишь возле деревенского туалета».
С ней заочно не согласилась г-жа Полетыко. По мнению представителя прокатчика, зрители сбегают из кинотеатров из-за неспособности воспринимать интеллектуальное кино с ослабленным сюжетом и большим хронометражем, а к натуралистичности и жестокости зритель привык.
Несмотря на массовый исход зрителей, успех фильма она называет «беспрецедентным» — за первые три дня, вместившие 6 сеансов, не было пустых залов. За это время картину посмотрели 732 человека.
Для сравнения: за тот же период в конце декабря 2013 года фильм «Хоббит» в одном только «Киномаксе» увидели около 7 тыс. человек.
Кроме него представитель кинотеатра Юлия Попова самыми популярными называет мультфильмы «Семейка Круддс» (его за 2 месяца посмотрели порядка 50 тыс. зрителей), «Гадкий я-2» и российские «Легенда № 17», «Сталинград» и «Горько!». В целом, самой большой популярностью в прошлом году пользовались семейные мультфильмы, экшены и блокбастеры.
Показ фильма «Трудно быть богом» продлится до 3 апреля. По словам социолога Александра Павлова, картина и дальше будет вызывать интерес у небольшого количества людей, так как прослойка «высоколобых» интеллектуалов всегда оставалась небольшой. В пример он приводит аналогию с фильмом «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, когда советские зрители массово уходили из зала, купившись на интерес к «запрещенному» фильму.
Викентий Чекушин
Фото thinkstockphotos.com