По данным статистики, на одну тысячу жителей Красноярского края приходится 263 автомобиля — потому актуальность такого вопроса, как качество бензина, не вызывает сомнений. С одной стороны, хорошее топливо продлевает жизнь двигателя необходимого и любимого предмета собственности, с другой — снижает в воздухе содержание вредных веществ. К счастью, с ростом автомобилизации в последние годы процессы нефтепереработки совершенствуются, а требования регламентов к продукции НПЗ становятся более жесткими, что в целом ведет к улучшению качества горючей продукции.
На Ачинском нефтеперерабатывающем заводе по новому техрегламенту, который станет обязательным для всех производств отрасли с января 2016 года, работают уже сегодня. С весны этого года предприятие выпускает по европейскому экологическому стандарту «Евро-5» самую ходовую марку бензина, «Регуляр-92», а со следующего года планирует вывести на рынок «Премиум Евро-95» и дизельное топливо высшего экологического класса.
«На сегодня качество нашего ДТ лишь немного не дотягивает до «Евро-5»: содержание серы в нынешнем продукте завода составляет около 15 ppm (миллионных долей) при норме для «Евро-5» в 10 ppm. Для сравнения: стандарт «Евро-2» разрешал производителям сохранять содержание серы в дизельном топливе в 0,2 %, или в 2000 ppm», — поясняет генеральный директор Ачинского НПЗ Александр Кинзуль.
Изменение стандарта выпускаемой продукции станет возможным после модернизационных мероприятий — введения в строй комплексов производства нефтяного кокса и гидрокрекинга с интегрированной гидроочисткой. Помимо этого на 2018 год на заводе запланировано строительство новой установки каталитического риформинга с непрерывной регенерацией. В перспективе глубина переработки нефти вырастет с нынешних 62 до 96 %, что означает преимущественный выпуск светлых нефтепродуктов.
Как отмечает Александр Кинзуль, все главные изменения в нефтеперерабатывающей отрасли как раз направлены на улучшение качественных характеристик бензина. О современном топливе нельзя судить лишь по его октановому числу, указывающему на детонационную стойкость топлива, главный параметр оценки бензина со времен самого начала его применения в XX веке.
«Не менее важны сегодня его плотность, давление остаточных паров, фракционный состав, показатели начала кипения и прочие факторы. Кроме того, по евростандартам (экологическим характеристикам) четко регламентируется содержание в бензине бензола, ароматических углеводородов и многое другое», — отмечает гендиректор НПЗ. Все это предотвращает смолообразование и появление нагара, защищает двигатель от коррозии и уменьшает расход топлива.
Не менее жесткие требования предъявляются и к «дизелю». По новым нормам для этого вида топлива должны соблюдаться определенные показатели температуры помутнения, предельная температура фильтруемости и многое другое, в то время как раньше учитывалась лишь температура застывания ДТ.
Вопреки одному из бытующих среди автолюбителей мифов качество бензина невозможно проверить по бумажке-тестеру: современное топливо — слишком сложная субстанция. В техпаспорте каждой марки расписаны 15 показателей. «Если хотя бы один из них не соответствует стандарту, продукт уже считается некачественным», — подчеркивает Александр Кинзуль.
На сегодняшний день бензины по стандарту «Евро-5» являются самым современным топливом (хотя существуют и еще более высококачественные спецбензины для гоночных автомобилей). По мнению специалистов, однако, высокая классность топлива не означает, что оно благотворно влияет на процесс работы всех без исключения автомобильных двигателей. В бензобак своей машины следует заливать только бензин, который соответствует ее техническим характеристикам.
«Топливо — не панацея от всех болезней. Если автомобиль произведен в 80-е годы, то его двигатель на 95-м бензине будет троить на холостом ходу, а в морозную погоду заведется с трудом», — говорит Александр Кинзуль. Неслучайно поэтому государство разрабатывает меры, которые будут стимулировать население пересаживаться на новые машины с более экологичными параметрами двигателя, потребляющие более качественный бензин.
Повышение требований к качеству топлива на государственном уровне, по мнению гендиректора Ачинского НПЗ, — своевременная и необходимая мера. Ее применение заставит предприятия, которые еще не приступили к модернизации своих производств, выпускать бензины более высокого класса, а значит — снижать токсичные выхлопы и тем самым улучшать экологическую обстановку в регионах.
ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании»:
Красноярский край, Большеулуйский р-н, Промзона НПЗ