Строительная компания «Сибиряк» выкупила землю завода комбайнов и планирует возвести здесь 1 млн кв. м жилья. Цена сделки не разглашается, однако известно, что самому заводу комбайнов мэрия продала участок в 65 гектаров за 25 млн руб. Корреспондент НГС.НОВОСТИ детально изучил существующие планы застройки нового жилищного массива и попытался выяснить, как изменится жизнь города с появлением в центре района, практически равного «Северному».
В понедельник, 19 августа, строительная компания «Сибиряк» объявила о покупке земли красноярского завода комбайнов. «Мы приобрели у собственника — концерна «Тракторные заводы» — 72 гектара земли. На террасе, прилегающей к набережной, планируется возвести 1 млн кв. м жилья, на верхней террасе, ближе к железнодорожному вокзалу — 400 тыс. кв. м коммерческой недвижимости», — приводит РИА Новости слова генерального директора компании «Сибиряк» Владимира Егорова. Общий объем инвестиций в строительство г-н Егоров оценил в 70 млрд руб.
Сумму сделки в компании раскрыть отказались, однако прежний владелец земли «Красноярский завод комбайнов» выкупил землю у мэрии за 25 млн руб. Пресс-секретарь департамента имущества мэрии Любовь Рязанова уточняет, что с заявкой на выкуп земли в мэрию завод обратился около года назад, но получил отказ. «Тогда завод обратился в арбитражный суд, который обязал мэрию продать землю», — говорит г-жа Рязанова.
Возведение жилых высоток до 35 этажей на набережной Енисея компания планирует начать через 2 года и закончить к 2030 году. В настоящее время компания завершает проектирование будущего района, однако, на взгляд автора, он уже вступил в противоречие с проектом планировки территории, утвержденной мэрией.
Впервые идею о застройке территории красноярского завода комбайнов собственники завода высказали еще в 2008 году. Тогда же, по заказу городской мэрии, «Краснояркгражданпроект» и начал планировать территорию будущего района — этажность домов, зоны назначения, транспортные магистрали. Согласно обнародованному проекту, под застройку была отдана гигантская площадь практически в самом центре Красноярска — от района железнодорожного моста до спуска на ул. Дубровинского с ул. Декабристов.
При этом зона жилой застройки в три раза уступала цифрам, заявленным г-ном Егоровым. Как рассказывала в январе 2012 года автору разработчик проекта из «Красноярскгражданпроекта» Зоя Бахова, «численность населения нового района составит 13 488 человек. Общая площадь многоэтажного жилья составит 374,6 тыс. кв. м, коммерческой недвижимости — 296 тыс. кв. м. Для нужд жителей предполагается возвести 4 детских садика, 2 школы, 4 многоуровневых паркинга». Тогда же департамент градостроительства посчитал площадь жилой застройки слишком значительной для центра и рекомендовал ее снизить. Утверждалось, что «строительство жилья требует развития социальной инфраструктуры, а первоочередной задачей для города является обеспечение школами, детскими садами существующих жилых районов».
Как 1 млн кв. м жилья согласуется с существующей планировкой территории, в пресс-службе компании «Сибиряк» пояснить не смогли.
Представители департамента градостроительства Красноярска к планам о миллионе «квадратов» в центре отнеслись спокойно. «Идея сокращения площади жилья на территории завода комбайнов не нашла поддержки. Существует проект планировки территории и никаких предложений по его изменению от компании «Сибиряк» не поступало», — заявила пресс-секретарь ведомства Оксана Покаместова.
Если учесть, что на площади 374 тыс. кв. м «Красноярскгражданпроект» планировал расселить 13 тыс. чел., то при площади в 1 млн численность нового района может легко достигнуть 50 тыс. чел.
Специалист по транспортному планированию «Красноярскгражданпроекта» Владимир Неня утверждает, что окончательная численность населения района будет определена в ходе детального анализа транспортных потоков из будущего района. Однако километровых пробок не предвидит — микрорайон окажется в самом центре узловых развязок города. «Четвертый мост и ул. Волочаевская соединят территорию с правым берегом и Октябрьским районом, вся ул. Дубровинского будет расширена до 4 полос, что обеспечит легкий проезд в Советский район», — рассуждает г-н Неня.
Центр от пробок, по словам специалиста, должны избавить сразу несколько объездных дорог: одна из них должна соединить пр. Свободный с ул. Мужества, вторая — пройти от Копылова до ул. Шахтеров по ул. Республики. Оба эти проекта планируется рассмотреть в ходе работы над транспортной схемой Красноярска.
Альтернативой освоению территории в центре города могло бы стать строительство новых микрорайонов за чертой города.
Однако профессор кафедры архитектурного проектирования СФУ Эдуард Панов относится к этой идее скептически. «Есть мнение, что строительство новых жилых массивов за чертой города снизит нагрузку на дорожную сеть. Однако в России за чертой города строятся в основном дачи. Чтобы разрядить ситуацию на дорогах, нужно изменить приложение труда. Иначе люди из пригородных районов будут ездить в город на работу, и пробки просто сместятся», — рассуждает эксперт.
Заявленный «Сибиряком» план застройки территории завода архитектор сравнил по объемам с возведением «Северного». По его словам, проект застройки промышленной территории вполне соответствует ходу западной градостроительной мысли. Сходное мнение высказал и исполнительный директор Союза строителей Красноярского края Андрей Тихонов: «Нельзя разбрасываться вширь, оставляя центр города захламленным. Эффективное использование городской территории в городе предполагает уплотнение застройки: не нужно прокладывать инженерные сети, они уже есть. Необходимо лишь обеспечить участок застройки школами, детскими садами, парковками».
Антон Понарин
Фото krasgp.ru