Мэрия Красноярска заказала себе ремонт туалета за 1,615 млн руб. Помещение, равное пощади 2-комнатной квартиры, требуется за 60 дней оформить в стиле неоклассики — выложить стены плитками, «поверхность которых имитирует изящную кружевную ткань». Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил у чиновника, зачем платить 25 тыс. руб. за ремонт 1 кв. м в туалете и что такое «неоклассика», узнал, сколько отдают за ремонт офисов крупные красноярские компании, и вспомнил, когда в последний раз в городе отменялись скандальные госзакупки.
Заказ на ремонт туалета в здании мэрии стоимостью 1,615 млн руб. появился на сайте госзакупок в четверг, 23 мая. Заказчиком работ выступило управление делами администрации Красноярска, а источником финансирования должен стать городской бюджет.
Согласно документам заказа, общая площадь туалета составляет 63 кв. м. По мысли заказчиков, за массивными деревянными дверями посетителя должен встретить просторный вестибюль, откуда можно проследовать в тамбур мужского или женского туалетов с зеркалами и раковинами, а уже оттуда — попасть в уборную. Оформить эти комнаты предполагается по специально разработанному дизайну.
«Кто-то хочет жить и работать в современном интерьере, кто-то говорит, что классика вечна. В связи с полярностью мнений, возрастов и суждений и была избрана концепция дизайн-проекта — неоклассика, — говорится в приложении к документам заказа, — цветочные узоры придадут интерьеру необычайный шарм и уникальную эстетичность». Воплощаться неоклассика будет в полах из керамогранита и белых натяжных потолках.
Победитель торгов обязан провести работы за 60 дней и выдать на ремонт 2-летнюю гарантию. Имя победителя — а им станет участник, предложивший наименьшую цену, — станет известно 7 июня.
Новость о «неоклассическом» ремонте уборных за 1,6 млн руб. буквально взорвала ленту комментариев НГС.НОВОСТИ — практически все читатели усомнились в необходимости таких трат на комфорт работников мэрии. В качестве аргументов указывались кредиты, которые городская администрация брала для выполнения бюджетных обязательств, и нехватка мест в детских садах.
Посетитель сайта под ником Эрик и вовсе грозился крайними мерами — заседать в туалете каждый день, «ведь там часть моих налогов».
По действующим нормам, работу городских чиновников обеспечивает управление делами администрации Красноярска. Эта структура занимается материально-техническим обеспечением помещений, ремонтом зданий, обслуживанием транспорта. Затраты на эту деятельность входят в бюджет города и утверждаются депутатами городского Совета.
В управлении делами к ремонту туалета отнеслись с ледяным спокойствием.
Начальник отдела эксплуатации зданий мэрии Александр Белов заявил, что цена ремонта была определена по «государственным расценкам» и «заказчик до определения победителя обсуждать данную тему не имеет права». После вопроса, почему туалет решено ремонтировать в стиле неоклассики, г-н Белов стал интересоваться у автора, что он понимает под «неоклассикой», как себе ее представляет, и посоветовал почитать энциклопедию. Услышав цитату из документов заказа про «необычайный шарм», чиновник переложил все на дизайнеров: «Вы дизайнер, выставляете свою работу, как бы вы ее обозвали бы?».
Решив выяснить, из чего же складывается комфорт работников современного офиса, автор обратился в центр сертификации и экспертизы «Красноярск-тест». «Минимальный уровень требований к комфорту рабочих мест заложен в специальном документе — руководстве по гигиене труда от 2005 года. Там, например, указывается, что работодатель обязан предусмотреть минимум 4 кв. м в офисе на 1 работника, обеспечить определенный уровень света, шумоизоляцию, температуру, другие параметры. Остальные решения в оформлении помещений работодатели разрабатывают по своему вкусу», — пояснила руководитель лаборатории проверки рабочих мест Галина Байкалова.
Исходя из наблюдений директора студии дизайна «Абра-декор» Ольги Ковалевой, тяга оформителей мэрии к цветочным узорам несколько отстает от тенденций современного офисного дизайна.
«В интерьере офисов сейчас преобладают минимализм и функционализм. На роскошь упирают единицы. Например, директор «Каравая» Эльвира Манакова славится спецификой к позолоте, розовым тонам, она это старается привнести и в оформление помещений. Большинство же понимают, что роскошь понятие относительное, в первую очередь это качество и удобство», — рассуждает дизайнер. По словам г-жи Ковалевой, комфорт в офисах сейчас обеспечивается через использование спокойных пастельных, например бежевых, тонов и натуральных материалов — камня и дерева. Ярких цветовых гамм в интерьере работодатели стараются избегать, поскольку они способны перегрузить психику работника. Главное требование к санузлам и вовсе сводится к соответствию общему стилю, «чтобы не выбивались».
Господство минимализма в оформлении офисов автору подтвердил и директор строительной компании «РесурсЭнергоДевелопмент» Вадим Фирсенко. По словам специалиста, в среднем работодатели за проектирование и оборудование офиса отдают от 8 тыс. до 20 тыс. руб. за 1 «квадрат» площади, без учета мебели. Основные требования к комфортному офису сводятся к системам вентиляции. «Есть и более высокие расценки, но их себе позволяют только крупные коммерческие структуры. К примеру, один федеральный коммерческий банк заказывал за 11,5 млн руб. обустройство офиса в Красноярске площадью 200 кв. м — более 50 тыс. за 1 кв. м», — рассказал г-н Фирсенко.
Планируя потратить на 1 «квадрат» 25,6 тыс. руб., мэрия незначительно превышает приведенные расценки на создание комфортных рабочих мест.
Однако у обывателей имеется свое представление о том, в каких условиях должен работать госслужащий, и иногда эти представления заставляют представителей власти отказаться от своих устремлений. Так, в июне 2012 года Счетная палата Красноярского края отказалась от покупки столов, обшитых натуральной кожей, тумб и кресла руководителя общей стоимостью 3 млн руб. Сообщение о заказе привлекло внимание СМИ и общественности, и ведомство отказалось от покупок, назвав инцидент «технической ошибкой».
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com (1), zakupki.gov.ru (2, 3)