В конце января в Красноярске закрылся клуб Euro. Владелец заведения Дмитрий Швец назвал клуб, проработавший около года, самым неудачным своим проектом и заявил, что клубы города — явление умирающее. Незадолго до закрытия Euro в Красноярске закрылся старейший ночной клуб «Пилот». Причина упадка клубов — в отсутствии свежей яркой музыки, а будущее за барами, полагает Дмитрий Швец. Представители клубной жизни уверены, что дело не в музыке, а в деньгах — бары приносят владельцам большие прибыли.
О закрытии клуба Euro любители ночной жизни Красноярска узнали 19 января из сообщения в официальной группе заведения в соцсети «ВКонтакте». «У жизни есть конец и начало, у клубов есть открытие и закрытие», — констатировала администрация заведения и пригласила всех на прощальную вечеринку. «Последний день Euro» начался в 9 часов вечера 26 января и закончился на следующий день в 9 утра.
Клуб Euro на Предмостной площади в здании гостиницы «Амакс» (бывший «Турист») открылся в декабре 2011 года и просуществовал, таким образом, всего 13 месяцев. На первом ярусе располагались столики и барная стойка, второй этаж, куда вела широкая винтовая лестница, представлял танцпол с кожаными диванами по периметру. Создателем клуба выступил Дмитрий Швец, в копилке которого запуск клубов «Осень», «Три дня дождя», «Нирвана».
За год на сцене клуба выступили звезды танцевальной музыки Кристиан Бернс, российские исполнители Митя Фомин из группы Hi-Fi, экс-солистка t.A.T.u. Юлия Волкова, Иван Дорн. Отметился клуб и скандалом: рекламу вечеринки с текстом «А я лягу под стилягу» и фото улыбающейся девушки УФАС сочло непристойной и потребовало снять.
«Ночные клубы всегда питались андеграундом. В 70-е годы все радиостанции мира крутили рок-н-ролл, и в клубах собирались любители малопопулярного тогда диско, затем поклонники хаус-музыки. Красноярцы готовились к походам в клуб, наряжались и шли, чтобы услышать музыкальные новинки. Сейчас треки всех диджеев можно услышать по радио или найти в интернете», — вспомнил Дмитрии Швец.
По словам бизнесмена, исход гостей из клубов начался с открытием баров «Иксы», «Стерлинг», «Лофт» в 2009–2010 годах. Эти заведения Дмитрий Швец назвал теми же ночными клубами, но с меньшим размером танцпола и бьшим числом столиков: «Отличаются клубы и бары соотношением спиртного и блюд. В ночных клубах меньше ели: 80 % чека был алкоголь, 20 % — еда. В новых барах — соотношение 40 на 60 в пользу еды».
Владелец бара «Иксы» Сергей Маслаков считает, что говорить о кризисе клубов преждевременно. Даже несмотря на то что за последние 1,5 года закрылись клубы «Пилот», «Гагарин», «Три дня дождя», «Да Винчи», а еще раньше — «Осень» и «Нирвана».
«Клубы были и будут популярны, нужно правильное позиционирование. «Пилот» и «Гагарин» отработали по 8 лет и изжили себя, а Euro постигла неудача, — рассуждает ресторатор. — Сами «Иксы» — хотя по интерьеру и бар, но по концепции клуб. Наш опыт показывает — клубы по-прежнему популярны».
Никаких отличий в барах и ночных клубах города не увидел и ведущий клубных мероприятий Алексей Ковин.
«Разница только в названии. «Клуб» просто несколько опошлевшее название. По сути же и бар «Лофт», и ресторан-бар «Облака», и бар «Иксы» — хорошие концертные площадки. В «Иксах» посетители танцуют на столах. В «Облаках» собирается самая представительная молодежь. Euro просто не смог найти конька. К ним начинала ходить представительная аудитория — тот же Жан Мкртчян (ресторатор, владелец Aston Martin, Lamborghini Gallardo и Chrysler Prowler. — А.П.), — но Euro не смог ее удержать», — заявил Алексей Ковин.
Директор модельного агентства Ultra Models Евгений Гранкин считает, что хотя бары, которые традиционно посещает зрелая аудитория, более рентабельны и, соответственно, более интересны для бизнесменов, но тем не менее в Красноярске вполне успешно могут существовать несколько клубов на 500–1000 человек.
По воспоминаниям любителей ночной жизни, расцвет клубной жизни Красноярска пришелся на докризисные 2007–2008-й. «Тогда каждый бизнесмен мечтал иметь свой клуб, так как это было место, где можно было наладить хорошие связи. В той же «Нирване» тусовался бывший губернатор Хлопонин. А сейчас губернатор и элита ходят в клубы? Нет, и я их понимаю, потому что приличных клубов в городе нет», — рассказывает Евгений Гранкин.
Закат клубной эпохи фиксируют не только в Красноярске. В соседнем Новосибирске наблюдается схожая тенденция. В прошлом году владелец новосибирского клуба «Красная площадь» Вадим Сильман решил отказаться от бизнеса и выставил заведение на продажу, а совладелец «Изюма» Григорий Распутин выставил на продажу клуб «Изюм». Причем сделал это, когда клуб был на пике популярности.
Антон Понарин
Фото thinkstockphotos.com