В пресс-службе краевого суда рассказали подробности тяжб по поводу детей двух китайских граждан.
Напомним, в Красноярске более двух лет расхлебывают последствия истории вокруг фирмы суррогатного материнства «Дидилия». Фирма помогала жителям Китая завести детей с помощью сурмам, так как в самом Китае эта процедура запрещена.
Когда в 2020 году началась пандемия и границы закрылись, то китайские родители не смогли приехать в Красноярск и забрать своих новорожденных детей. Чтобы малыши не попали в детский дом, сурмамы записали их на себя, оформив свидетельства о рождении. Дальше женщины написали доверенности на сотрудников «Дидилии», передав им младенцев и получив деньги. По российским законам это считается продажей детей.
Сейчас уже три сурмамы получили уголовное наказание. Всего в деле фигурируют 20 детей от разных женщин.
А между тем китайские отцы попытались получить детей через суд. Как сообщают в краевом суде, двоим гражданам КНР было отказано.
Один из них, Чжан Цзянь, обратился в Кировский районный суд (по месту пребывания ребенка в госучреждении). Он подал иск к Красноярскому специализированному дому ребенка № 3, администрации Кировского района, агентству ЗАГС Красноярского края и к формальным родителям ребенка об установлении отцовства, внесении изменений в свидетельство о рождении и передаче ребенка на воспитание отцу.
В декабре 2022 года Кировский суд отказал Чжан Цзяню. Тогда он подал апелляцию в краевой. Там тоже отказали. Мотивировали отказ тем, что биологическое родство истца с ребенком не является безусловным основанием для удовлетворения иска. Представленный договор между суррогатной материю и Чжан Цзянем, согласно экспертизе, является поддельным. Все договоры заключались с организацией Perfect Fertility Center и фирмой «Дидилия». Истец не представил доказательства, что ему или его супруге была показана такая процедура, как суррогатное материнство. В свидетельстве о рождении в качестве родителей сейчас указаны суррогатная мать и ее муж. Заключение эксперта, что Чжан Цзянь является биологическим отцом ребенка, говорит лишь о том, что для создания эмбриона было использовано его семя, а сведения о доноре яйцеклетки отсутствуют.
Аналогичная ситуация с другим гражданином КНР по имени Ло Лэй. Он изначально подал иск в суд Сосновоборска (так как его ребенок находится в сосновоборском доме ребенка), потом обжаловал в краевом суде и тоже получил отказ.
Как пояснили в пресс-службе суда, свое желание иметь ребенка от суррогатной матери Ло Лэй объяснил тем, что «в первом браке жена не хотела детей. Сейчас он живет с девушкой в гражданском браке. Его девушка здорова, но она не хочет рожать, так как у них нет отпусков, сложности с работой, она выбрала карьеру, работает на телевидении».
По данным суда, Ло Лэй во время процесса считал себя пострадавшим, так как «не понимает, почему ребенок не живет с родным отцом. Если бы ему не нужен был ребенок, он не потратил бы столько сил и денег. Это обман со стороны компании, он был уверен в законности действий компании. О поддельных документах узнал только на следствии, никакого отношения к ним не имеет. Главное желание — получить и воспитывать своего ребенка».
Принимая решение, суд исходил из того, что ребенок родился на территории РФ, является гражданин РФ, по документам имеет родителей — граждан РФ, поэтому в решении вопроса должны применяться нормы РФ. Суррогатное материнство запрещено и в КНР, и в Камбодже, где проводилась процедура подсадки эмбриона. В России же для применения суррогатного материнства должны быть законные основания, которые в данном случае были нарушены. В частности прямой договор между биологическими родителями и суррогатной матерью заключен не был.
Вот тут мы рассказали, что происходит с детьми, «проданными» через фирму «Дидилия». Большинство из них не отдают ни родителям, ни усыновителям.