Какой ценой достается женщинам с детьми успешная карьера или собственный бизнес? Как некоторые мамы умудряются всё успевать? В День матери корреспондент NGS24.RU Кадрия Катцина поговорила с красноярской предпринимательницей, многодетной мамой Катей Горчицей и узнала, как она «вывозит» свое дело и материнство.
Катя и ее супруг Спартак — развивают магазин одежды «Картель&Бестия», парикмахерскую и влог «Строй и гаси». Всё делают вместе, поэтому «прикрывать» бизнес-маму почти некому, кроме бабушки и дедушки, которых она задействует изредка.
«Я не могла уйти в декретный отпуск»
— Катя, расскажи, что значит быть многомамой в бизнесе?
— У меня жизнь сложилась таким образом, что мое дело получило начало и развитие до того, как появились дети. То есть, когда дети появились, я уже твердо стояла на ногах. В принципе, такой моя идея и была: если я хочу детей, хочу семью, я должна их обеспечивать сама, несмотря на то, что муж обеспечивает нас. У меня всё равно позиция, что мы все равны, но женщины должны работать и должны быть готовы к разным ситуациям. Поэтому я рано начала работать. И дети у нас получились как раз тогда, когда всё к этому было готово: жилье, пропитание и работа. Но так как я предприниматель, я не могла уйти в декретный отпуск, потому что это технически вообще невозможно. Тут дело даже не в государстве. Если у женщины есть декретный отпуск, то у предпринимателя его нет.
— То есть предпринимательницы не могут себе позволить уйти в декрет?
— Предприниматель работает на свой страх и риск и сам организует свое время. Я не могла сказать всем органам: «Всё, я в декрете, я не буду отправлять вам никакие отчеты и налоги». Более того, я пропустила один раз отчет, меня оштрафовали. То есть налоги у меня были оплачены, а сам отчет я пропустила, отправку бумажки. Я отправила его на день позже, потому что я находилась в родах, а до этого, ну реально, это просто физиологический процесс, голова отключилась — я просто не зашла в программу и не посмотрела на уведомление. В общем, меня Пенсионный фонд оштрафовал на три тысячи рублей. Я им прислала просьбу отменить этот штраф в связи с тем, что я рожала, прислала им свидетельство о рождении, сертификат, больничный. Мне прямым текстом написали, что это не является уважительной причиной для отмены штрафа. Я думаю, что в скором времени всё это будет меняться, я вижу, что государство активно спрашивает нас, как нам всем помочь, оно просто как-то максимально активизировалось в этом вопросе.
«Я уже не та»
— А как же сотрудники? Ведь есть кто-то на подхвате?
— Несмотря на то, что моя работа была настроена еще до того, как у меня появились дети, я не могла не принимать участие в процессах, потому что я не всё делегирую. У меня очень маленький бизнес и многое завязано именно на мне. Делегирование — это тоже работа, которую нужно каждый день делать. Я не могла уйти в материнство полностью.
— Но ты изначально рассчитывала только на себя?
— Когда женщина рожает первого ребенка, она же не может представить себе, что всё — она больше себе не принадлежит. Она считает, что она всё сможет и всё успеет, что ребенок ей только даст новой мотивации. И я была такая же убежденная, что у меня всё получится, поэтому я в своем магазине поставила кровать детскую, оборудовала место, чтобы работать. Ну и старалась всю свою жизнь организовать таким образом, чтобы с утра мы пошли в бассейн, он там наплавался, потом мы пришли на работу, он уснул. Такое мое было идеальное представление — он спит, я делаю свои дела, потом мы обедаем. Так у меня, конечно, получалось очень редко. В основном, это было обузой для всех: и для сотрудников моих, и для наших клиентов, которые к нам в гости приходили и слышали там детский плач. Я уже, конечно, сильно переживала, что я уже не та и ничего не могу.
«Я ничем себя не вознаграждала»
— Во что это в реальности вылилось?
— Сначала я была очень работоспособной, первые два года я мало спала, буквально по четыре часа в день. Я дневной сон ребенка использовала для работу, хотя должна была сама спать. И ночью, когда у меня были кормления, я думала, зачем я буду между кормлениями спать, я буду работать. Проводила всё свободное время за компьютером, делала все важные свои дела.
За первый год с момента рождения первого ребенка я вообще себя ничем не вознаграждала, не было никакого «полежать на диване и посмотреть сериал, книжку почитать». Нет, я всё свое время, которое считала свободным, и то время, пока ребенок не кричал, использовала на работу. В итоге, ко второму ребенку у меня была сильная депрессия — такая, которую надо было лечить у специалиста, но я к нему не обращалась, потому что не хотела тратить на это время, я тратила время на работу. К третьему ребенку всё выправилось, потому что я научилась спать днем. Мой организм сказал мне, что не способен работать по ночам. Сейчас мой мозг отключается уже где-то в 21:30.
— А муж, бабушки, няни?
— Муж работает, мы всё вместе делаем. У меня ни разу в жизни не было няни, я не представляю вообще, кто это такой и как это возможно. Я отрицаю няню. Знаю, что у людей получается, а я не могу доверить. У меня есть мама моя, которая всегда на подхвате, в том плане, что в крайнем случае я могу оставить с ней всех детей, но я стараюсь не злоупотреблять, у нее есть своя жизнь. На неделю мы отдавали ей детей, когда уже совсем выгорали, летали с мужем в отпуск вдвоем. Иногда даже мой отец оставался с грудничком. Взаимовыручка в нашей семье, конечно, есть. А с мужем мы просто всё вместе делаем, вместе работаем. Тут невозможно, чтобы он сидел с детьми, а я работала или наоборот. У нас и магазин, и парикмахерская, и влог общий, мы всё вместе делаем, такие у нас отношения.
«Нет сил»
— Откуда ты силы берешь?
— Нет сил вообще никаких. Нету. Мне кажется, что я умру со дня на день. Это я не преувеличиваю, мне иногда кажется, что вот сегодня я умру. Это называется депрессия, с этим надо работать. Я не пропагандирую. Да, я сама выбрала себе такой путь, это мой выбор, я беру за него ответственность. Я ни на кого ответственность не перекладываю, ни на нянь, ни на бабушек, ни на общество, ни на государство.
— Ты со временем научилась отдыхать?
— Сейчас после 21:30 я не могу работать. Я могу сесть на диван, просто полежать или посмотреть фильм, либо почитать, либо «повтыкать» в телефон. Никакой умственной деятельности, ничего такого. Дни без детей — это один раз в году съездить в отпуск на неделю. Или летом с субботы на воскресенье на дачу дети едут. Я думаю, что многие и такого себе позволить не могут. Когда ты с детьми, ты пытаешься всё успеть и тут ничего не поделаешь. Ты ни на кого ничего не переложишь. Ты не можешь сказать государству, что не виновата в том, что оно мне не организовало ничего. Мы сами обо всём позаботились: о том, чтобы жить рядом со школой, о садике. Кстати, наши дети ходят в частный, потому что нам так выгоднее. Вместо того, чтобы три часа тратить на дорогу в государственный садик, мы в это время можем поработать.
В День Матери не лишним напомнить и про День Отца. Мы поговорили с психологом и разобрали, почему папа совсем не меньше мамы важен для ребенка и на что включенным в родительство отцам следует обращать особое внимание.