С тех пор как голосовые сообщения появились в ходу, они стали неотъемлемым предметом споров. Казалось бы, такая мелочь, а столько шума из-за нее. Но мелочь ли? Интернет давно уже не является какой-то отдельной частью жизни, а люди из интернета живут в той же реальной жизни, где живет каждый из нас, поэтому вопрос цифрового этикета встал остро. Появились даже блоги на эту тему, где люди исследуют вопрос достаточно глубоко, я же решила начать с самого базового. Что не так с голосовыми сообщениями? Кому можно их отправить, а кому — нет, потому что это попросту неприлично? Давайте разбираться вместе.
Как-то раз я получила в одной из соцсетей сообщение от незнакомого человека. В сообщении было три голосовых сообщения. Тот факт, что человек так грубо нарушил личное пространство, стал для меня настолько возмутительным, что я даже слушать их не стала, а человека заблокировала. Почему?
Во-первых, человек не поинтересовался, удобно ли мне прослушать его сообщения.
Во-вторых, даже не обозначил тему этих сообщений. А вдруг она там матом на меня орет или еще что-то? Вдруг я сейчас не готова это слушать? Для меня это похоже на ситуацию, когда к тебе на улице подходит какой-нибудь чудик и начинает тереть за жизнь или задавать вопросы, не поинтересовавшись, есть ли у меня время уделить ему внимание.
Что я бы сделала, чтобы исправить ситуацию. Во-первых, поздоровалась текстом. Во-вторых, сказала, что тема обширная, было бы удобнее ее наговорить, и обозначила тему своих сообщений. В таком случае вы для себя уже можете выбрать, насколько важно для вас прямо сейчас послушать эти голосовые сообщения или можно отложить это на потом и ответить позже.
Однажды в отпуске мне перепала небольшая подработка, от которой я решила не отказываться. А потом пожалела, потому что всё свелось к тому, что заказчик свои ТЗ решил надиктовать мне голосовыми сообщениями. В итоге, чтобы понять, что нужно делать, мне пришлось по нескольку раз переслушивать эти сообщения, расшифровывать их. Точно так же потом приходили правки. В общем, не очень большая и сложная работа заняла на порядок больше времени, потому что вникнуть в суть голосового сообщения с первого раза было сложно.
Как бы в этом случае можно было исправить ситуацию? Основные тезисы работы всё-таки написать, а если есть нюансы и уточнения — уже надиктовать, чтобы человеку не приходилось по десять раз переслушивать, выискивая суть.
Почему еще голосовые сообщения — это не очень здорово? Потому что далеко не каждый человек адекватно воспринимает информацию на слух. Записывая голосовые сообщения, вы заставляете человека тратить в 2–3 раза больше времени, чтобы вникнуть, потому что поленились нажать на несколько кнопок.
Нет, я понимаю, что иногда просто неудобно писать — за рулем или когда говорить много. Тогда можно для начала поинтересоваться у человека, удобно ли ему будет послушать? Может, проще позвонить и так обсудить суть вопроса?
Если вы думаете, что я считаю голосовые сообщения воплощенным злом, то это не так. Например, я могу записать голосовое без предупреждения маме или близкой подруге и это абсолютно взаимно. Наши сообщения достаточно близки, мне с ними комфортно, поэтому скорее всего то, что они мне напишут, не будет неприятной неожиданностью, а если слушать мне будет некогда, я так и напишу, и мы вместе решим, нужно ли их все-таки послушать сейчас или можно отложить на потом, и информация, которая там содержится, не очень важная.
В общем, если вы к этому моменту уже решили, что я какая-то неженка, которая переживает из-за всяких мелочей, то, во-первых, скажу вам так — я как человек очень тревожный не люблю всякие неожиданности, поэтому мне нужно реально преодолеть себя, чтобы взять трубку с незнакомого номера или прослушать голосовое сообщение от незнакомца, поэтому я обычно этого не делаю. И поверьте, я не одна такая. Во-вторых, представьте, что так будет делать каждый второй. Что вы будете получать 10 голосовых сообщений от знакомых и незнакомых по каждому поводу — и всё это слушать. Слишком много информации, которую даже невозможно отфильтровать, — просто подумайте, оно вам надо?
«Так и что, мне теперь вообще не отправлять "голосовухи"?» — спросите вы меня. Ну конечно, отправляйте. Просто прежде чем отправить, подумайте о том, насколько удобно их будет прослушать вашему собеседнику. Предупредите, обозначьте тему или спросите, можно ли.
Ну и, в конце концов, просто договаривайтесь и не нарушайте эти договоренности, чтобы всем было удобно жить. И не забывайте выставлять свои личные границы, помните, что вы имеете полное право объяснить человеку, что не так с тем, что он врывается в вашу личку с кучей «голосовух». Помните, что наш комфорт заканчивается там, где начинается комфорт другого человека.
Согласны с автором?