За последние 80 лет в Красноярском крае было снято более 30 художественных фильмов — в одних виды края занимают большую часть хронометража, в других — лишь в некоторых эпизодах. Мы решили вспомнить именно те картины, в которых показан Красноярск. Директор «Красноярского кинографа» Дмитрий Кудрявцев с ходу назвал телесериал «Совесть», вышедший на советские экраны в далеком 1974 году — в пятой серии этой детективно-шпионской ленты можно увидеть хорошо знакомые старшему поколению красноярцев виды города.
«Совесть» (1974)
Один из главных героев фильма прилетает из Киева в старый аэропорт Красноярска, находившийся на территории нынешней «Взлетки» и садится в такси у входа в главное здание — отчетливо видно взлетную полосу, внутренние залы аэропорта и вид на почти не изменившееся с тех пор здание со стороны ул. Аэровокзальной. Кстати, в этой же серии можно увидеть и окрестности Красноярска — живописные виды трассы на Дивногорск, Енисей, перевал Тещин язык.
«Совесть» — пятисерийный советский детективный телефильм 1974 года, снятый режиссером Юрием Кавтарадзе по сценарию Василия Ардаматского. На одной из улиц Москвы совершено загадочное убийство. В ходе расследования становится ясно, что оно связано с событиями Великой Отечественной войны. В 1944 году из немецкого концлагеря бежали трое советских военнопленных. Вместе с ними бежал один из охранников лагеря, который и помог устроить побег, чтобы скрыть свои преступления. Прошло много лет. Случайная встреча с одним из бывших заключенных и боязнь разоблачения заставляют его пойти на убийства опасных свидетелей.
«Алый камень» (1986)
Создатели фильма «Алый камень», снятого на московской киностудии им. Горького в 1986 году, и вовсе устроили зрителю целую экскурсию по центру Красноярска. По сюжету один из героев приезжает сюда искать своего друга. На 52-й минуте картины Степан садится в поезд № 12 «Москва — Красноярск», а через пару секунд оказывается на площади возле ж/д вокзала старого образца.
Затем едет на такси в институт геологии, идет на пр. Мира в будку справочного бюро — теперь на ее месте памятник Поздееву, а на заднем плане виднеется большое полукруглое окно художественного института. Проходит под Коммунальным мостом, мимо музея Сурикова, Органного зала, сидит на скамейке у речного вокзала (в кадре — теплоходы «Литва» и «Чкалов»). Гуляя по Краеведческому музею, вдруг обнаруживает следы человека, которого ищет.
«Улицы разбитых фонарей» (2002)
В 2001 году в Красноярске снимали сразу 2 серии популярного тогда сериала «Улицы разбитых фонарей», объединенные названием «На улице Марата» — в кадр попали центральные улицы города, частный сектор Николаевки, городское УВД, набережная Енисея, краеведческий музей и даже заповедник «Столбы». По сюжету Мухомор (его, кстати, играет уроженец Хакасии, актер Юрий Кузнецов) едет в Красноярск к сестре, которая недавно перенесла инфаркт. Случайно он сталкивается с преступником, которого его подчиненные безуспешно ищут в Питере. На помощь к Мухомору вылетают Ларин и Дукалис.
Сцену встречи Мухомора с сестрой и приезд туда ментов снимали в квартире матери красноярского журналиста Дмитрия Голованова, по его словам, получилось так совершенно случайно. «Во времена губернатора Лебедя артисты из сериала приезжали на праздник 50-летия Железногорска — там в местном ДК я с ними познакомился и как бы невзначай сунул визитку Сергею Селину. На продолжение этого знакомства я вовсе не рассчитывал, но спустя полгода Сергей позвонил мне и сказал, что они ищут квартиру для съемок», — вспоминает он. Голованов предложил им свою, но она не подошла по антуражу, предложил квартиру родителей на Красрабе — «сталинка» в районе «Родины» и обстановка квартиры полностью соответствовала замыслу режиссера: «Мама только одно условие выставила — чтобы никаких убийств не снимали. Помню, Кузнецов начал ходить по квартире в ботинках, пришлось его в домашние тапочки переобуть. Он, кстати, был самым необщительным из всей съемочной группы», — говорит Дмитрий. Работали весь день с утра до вечера, а обедали актеры прямо на лестнице — из солдатских термосов ели макароны с мясом и салат. Лишь под вечер мать Голованова уговорила их пройти на кухню поесть домашних пельменей.
Эпизодическую роль экскурсовода в сериале сыграла замдиректора Красноярского краеведческого музея Оксана Швецова. «Хорошо запомнила момент — когда вела группу мимо хакасской юрты, рядом в это время проходил Мухомор. Мы тогда по просьбе режиссера исказили информацию — сказали гораздо более ранние сроки появления у древних хакасов самогонного аппарата», — вспоминает она.
Сыгравший бандита Камня красноярский театральный актер Яков Алленов говорит, что на эту роль согласился не раздумывая, несмотря на то, что больших гонораров он с этого не получил: «Это был мой первый опыт в профессиональном кино и, можно сказать, он дал старт дальнейшей карьере в кино. В целом в Красноярске снимали неделю, на мои сцены ушло около 3 дней. Самое сложное, это, собственно, сами съемки. Одно дело играть злодеев на сцене, другое — в кино. Намного труднее. Режиссер то и дело просил не переигрывать, быть проще и максимально точно передавать образ». Актерам, по его словам, очень понравился Красноярск, но они с непривычки сильно замерзли — ноябрь 2001-го выдался жутко морозным.
«Польская Сибириада» (2013)
В 2011 году польский режиссер Януш Заорский приезжал в Красноярск, чтобы снять у нас военную драму по роману Збигнева Домино о жизни ссыльных в 1940 году. В итоге в многобюджетный европейский фильм попали не только виды нашего города, но и местные актеры — приезжими были только главные герои, а массовку авторы набирали в красноярских театрах. Весь реквизит поляки привезли с собой, как и гримера, который с нами работал — сразу одевали в гостинице и везли на место съемок.
По словам 31-летнего актера театра Пушкина Сергея Даниленко, основная часть картины снималась за городом, на берегу Енисея — на Красноярск пришлись лишь несколько эпизодов. Съемки проходили возле Центрального парка, в историческом квартале на ул. Горького. Один из деревянных бараков поляки выбрали для здания почты — даже ящик на стену специально повесили и на нем до сих пор сохранилась надпись «Телеграф».
«Мне досталась крошечная роль русского солдата-конвоира, ведущего строй пленных немцев, однако на съемки этого эпизода ушло полдня. По сути, в фильм попала лишь моя спина, но гримировали нас серьезно и очень тщательно — весь процесс был отточен до мелочей. Когда предложили, сразу согласился, хотя никаких гонораров не платили, но покормили на съемках вкусно», — вспоминает актер.
Действие военной драмы происходит зимой 1940 года. Войска НКВД депортируют семью Яна Долины вместе с другими польскими жителями польской деревни в Восточную Сибирь, в таежный трудовой лагерь. На их судьбы зрители смотрят глазами юного Сташека Долины, которого эти события заставляют рано повзрослеть и принимать решения, ставкой которых будет жизнь его близких.
«Магистраль» (1983)
В Красноярске и его окрестностях сняли большую часть фильма-катастрофы «Магистраль», ставшего в 1983 году настоящим хитом советского кинопроката. По сюжету опытный диспетчер железной дороги (его сыграл тогда еще молодой Владимир Гостюхин, знакомый современному зрителю по сериалу «Дальнобойщики») допускает трагическую ошибку, в результате которой пассажирский поезд терпит крушение. Действие фильма происходит на Красногорской железной дороге в течение одних суток, но это название вымышленное, съемки велись на Красноярской ЖД: на станциях Злобино, Снежница, Ачинск и Боготол.
В кадры «Магистрали» попало и место, где ныне находится станция Красноярск-Северный — именно там снимали момент столкновения поезда с цистерной. «Никакой станции тогда не было, это была ветка на КрАЗ, а виадук на «Солнечный» еще только строился — в августе 1982 года ту тогда еще безлюдную местность называли Нанжульской степью», — рассказывает краевед Константин Карпухин.
Директора Красноярского театра им. Пушкина Петра Аникина, который в 1982 году был студентом института искусств, режиссер «Магистрали» Виктор Трегубович поставил руководить массовкой. «Он пришел к нам актеров искать, Пашу Семенихина сразу взял на роль помощника машиниста Саньки. Мы же несколько человек попали в массовку. Ну вот мы месяц не учились, валяли дурака, изображали пассажиров. (Смеется.) Руководить было несложно — кто-то играет на гитаре, кто-то в волейбол, кто-то с детьми возится, такие массовые сцены», — вспоминает он.
«Помню, один момент несколько раз снимали, то погода портилась, то еще что — именно в 17:00 один раз в день станцию проходил нефтеналивной состав. Вот мы, наверное, уже третий день снимали, поставили камеры, приготовились, чтобы снять сцену на фоне проходящего состава — крикнули «Мотор!», начали снимать, но выяснилось, что кончилась пленка, а новой нету. Ну и Трегубович трехэтажным матом всех покрыл — мы попрятались сразу, и оператору досталось, и всем. Получается, истратили еще один день зря», — рассказывает про те съемки Аникин.
Часть эпизодов снималась в гостинице «Красноярск» — в частности, на кадрах запечатлен шикарный вид из окон гостиницы на Коммунальный мост и центральные улицы. Холл 8-го этажа на время съемок был переоборудован в кабинет начальника отделения дороги, которого играл актер Борис Соколов. Его сотрудники гостиницы, говорит ее представитель Инна Салтыкова, узнали по панелям на стенах, огромным окнам и городскому пейзажу с видом на Енисей: «Такое же освещение, зима». Один из люксов на тот момент был также переделан в кабинет одного из героев, а двери украсила табличка с названием должностей.
«Елки» (2010)
В Красноярске произошла одна из историй новогодней комедии Тимура Бекмамбетова «Елки». В частности, у нас снят эпизод с таксистом, влюбленным в Веру Брежневу, которая якобы приехала в наш город, чтобы выступить в ныне несуществующем ночном клубе «Нирвана». В знаменитый фильм попало несколько видов Красноярска — арка на площади у БКЗ, сам проспект Мира с новогодней иллюминацией, светящиеся в ночном мраке фонтаны.
«Ёлки» — киноальманах продюсера Тимура Бекмамбетова, вышедший в прокат 16 декабря 2010 года. Фильм состоит из снятых шестью режиссерами 8 новелл, связанных между собой и происходящих 31 декабря в 11 российских городах. События новогодней комедии происходят в 11 городах — Якутске, Москве, Калининграде, Перми, Уфе, Бавлах (Татарстан), Казани, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске и Санкт-Петербурге.
Герои фильма — таксист и поп-дива, бизнесмен и актер, сноубордист и лыжник, студент и пенсионерка, пожарный и директриса, вор и милиционер, гастарбайтер и президент России.
«Гражданин начальник» (2007)
Без всякого упоминания и всего несколько секунд Красноярск показан в сериале «Гражданин начальник» — в самом начале, в заставке третьего сезона, видны милые сердцу любого красноярца виды города с Покровской горы, после чего кадр плавно перетекает на пр. Мира.
«Гражданин начальник» — детективный сериал по серии книг Виктора Пронина «Банда». В третьем сезоне, снятом режиссером Геннадием Каюмовым, криминальная интрига разворачивается в одном из крупных областных городов. Курирующий программу приватизации Красин узнает, что у следователя Генпрокуратуры в процессе расследований появились компрометирующие куратора материалы. За документами — с целью их изъятия и уничтожения — начинается смертельно опасная охота. Сыщикам нужно изловить многочисленных преступников, довести все начатые дела до конца и при этом остаться в живых.
Большинство художественных фильмов, снятых в крае, по словам Константина Карпухина, снимались далеко за пределами Красноярска. «Например, в 1921 году в Канске снимали самый первый советский фильм «Красный газ» про партизан — сам фильм не сохранился, но отдельные рабочие материалы можно отыскать в фондах краеведческого музея. В 1930–40-х в крае вели съемки фильма по роману Фадеева «Разгром»».
«Долгий путь» (1956), «Неотправленное письмо» (1959), «Люди на мосту» (1960), «На диком бреге» (1966), «Хозяин тайги» (1968), «Сибирячка» (1972), «Сюда не залетали чайки» (1977), «Конец императора тайги» (1978), «Трижды о любви» (1980), «Не ставьте Лешему капканы» (1981), «Корабль пришельцев» (1985), «Сибирский цирюльник» (1998), «Территория» (2014).
И это еще не полный список картин, снятых в крае. Однако далеко не везде идентифицируются конкретные места, поскольку съемки часто проходили в дикой глуши.
Кстати, 2 года назад в Красноярске смогли найти и восстановить кинопленку столетней давности, на которой запечатлен дореволюционный город. Уникальную кинопленку доставили в «Кинограф» из краеведческого музея, где ее совершенно случайно нашли в архивах. «Пленка находилась в очень ветхом состоянии и буквально хрустела, поэтому специалистам приходилось постоянно смачивать материал и восстанавливать его по крупицам», — рассказывают в «Кинографе».
Всего в распоряжении специалистов около 15 минут отснятого материала. На кадрах запечатлен дореволюционный Красноярск: переправа через Енисей (в месте, где теперь находится Коммунальный мост), спортивные соревнования там, где сейчас построен стадион «Локомотив», детский утренник, митинг рабочих, выборы депутатов в горсовет. Также запечатлен Рождественский собор, который позже взорвут большевики. По предварительной оценке, пленка датирована 1913–1917 годами, автор материала — красноярский кинооператор и режиссер Михаил Чулков.
Блог «Краевушка» сообщает, что снимал Чулков не только в городе, но и по краю: события в Красноярске, красноярские дачи, железнодорожный мост, окрестности города, Енисей, ручную разработку золота. В 1913 году французские предприниматели фирмы Gaumont купили у М. Чулкова часть негативов, в результате чего короткометражки «По реке Мане», «По реке Бирюсе» и «Красноярские Столбы» демонстрировались во французском Лионе под общим названием «Медвежьи уголки Сибири». Авторы блога утверждают — это был первый фильм о красноярской земле, показанный за границей.
Видео КГБУК «Красноярский кинограф»