Началось все еще в прошлом веке под Воронежем, когда 2 августа 1930 года на учениях Военно-воздушных сил Московского военного округа было десантировано на парашютах подразделение десантников в составе 12 человек. Десантированы они были в тыл предполагаемого врага, чем застигли его врасплох. Враг обиделся и сказал, что так нечестно, но зато военные теоретики воочию убедились в преимуществах парашютно-десантных частей.
К слову сказать, по преданию, командир той самой группы из 12 человек, что высаживалась в тыл предполагаемого врага, приземлился в небольшой водоем. Именно это и положило начало традиции купания «голубых беретов» в голубых фонтанах всея Руси. Впрочем, самим десантникам лучше эту версию возникновения традиции не озвучивать. Сами понимаете почему.
Родина сказала: надо!
«В зоне особого внимания» — один из первых советских боевиков про десантников и про то, что для них нет невыполнимых заданий. И особенно во время учений, когда условия максимально приближены к боевым. Мало того, что в тылу «врага» находится замаскированный командный пункт, который надо не только обнаружить, но и захватить, так еще командир гвардейского полка направил туда аж три диверсионные группы. Маркетологи, написавшие книжонки о жестоком мире бизнеса, просто не видели настоящих конкурентов — с автоматами в руках. Вот это конкуренция, я понимаю!
Да еще генерал Маргелов лично потребовал, чтобы на актерах были надеты голубые береты, хотя на задания десантники надевают маскировочные шапочки и маски. Конечно, береты придали операции некоторую торжественность, но зато отняли реалистичность.
Помощь, откуда не ждали
Десантные войска для того и были созданы, чтобы оказываться там, где требуется их помощь. Так, в фильме с незамысловатым названием «Десант» крупная банда наркоторговцев пытается «перейти границу у реки». Пограничники, понятное дело, не готовы к таким экзерсисам со стороны наркомафии, потому-то и просят «крылатую пехоту» сказать бандитам ай-яй-яй. На подмогу «зеленым погонам» присылают взвод «голубых беретов» — недавних новобранцев, командует которыми Алексей Серебряков, и этим кино автоматически набирает пять баллов из десяти.
В кине, как на войне
Документальное кино может быть правдивым, если снимает его честный человек, и лживым — если, соответственно, продажный. Конечно, нам нравится смотреть первое, но вот насколько трудно его снимать — мы никогда не задумываемся. А потому есть шанс посмотреть об этом в кино — в художественном фильме «Никто, кроме нас», снятом о буднях военного документалиста. Название фильма, являющееся одновременно и девизом ВДВ, с одной стороны, как бы намекает нам, что показаны нам будут судьбы десантников, а с другой — заставляет задуматься о человеке, через объектив которого мы эти судьбы и видим. Никто, кроме них, не остановит врага. Никто, кроме него, не даст нам увидеть войну без художественных прикрас.
У войны не женское лицо
Снимать надо так, чтобы женщинам — и в первую очередь именно им — было интересно смотреть. Так решили создатели сериала «Десантура» и размазали на несколько серий любовные истории трех друзей-десантников. Тут тебе и любовь до гроба, и ревность, и «не возжелай жены ближнего своего» — короче, все, как любят домохозяйки. Мужчины могут смело уходить в гараж, потому что на весь сериал лишь три сцены с перестрелками, и то без кровищи и с картинными падениями — чтобы не потерять женскую аудиторию.
Комбат-батяня
События фильма «Афганский излом» разворачиваются накануне вывода советских войск из Афганистана. И хоть вывод-то близок, но война продолжается. В подразделение десантников, которым командует майор Бандура, направляется сын генерала. Причина его прибытия именно в тот момент, когда все уже собрались по домам, понятна: парню необходимо успеть как бы поучаствовать в боевых действиях, чтобы как бы заработать награды. Беда лишь в том, что прибывший новобранец на самом деле хочет повоевать и доказать всем, что он не генеральский сынок, а сын генерала.